Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

этой победы, источник ваших постоянных

мучений. Если вы видите где-то в себе черную-черную тень, нечто,

причиняющее вам настоящую боль, вы можете быть уверены в том, что у вас

есть и соответствующая способность увидеть свет_. И далее: _У вас есть

особая цель, особая миссия, характерная для вас реализация, и вы несете в

себе все препятствия, необходимые для того, чтобы сделать эту реализацию

совершенной. Вы всегда будете видеть, что тьма и свет находятся рядом

внутри вас: если вы обладаете какой-то способностью, то в вас находится

также и отрицание этой способности. И если вы открываете в себе плотную и

глубоко проникшую в вас тень, то вы можете быть уверены в том, что где-то в

вас находится и большой свет. Вам представляется возможность использовать

первое для того, чтобы реализовать второе_.

Возможно, тайна жизни ускользает от нас просто из-за нашего

несовершенного познания этого двойственного закона света и тьмы и загадки

нашей двойной природы - животной и божественной. Воспитанные в духе

манихейской концепции существования, мы видим в нем, как учат самые разные

этики и религии, непрекращающуюся борьбу между Добром и Злом, Истиной и

Ложью, и в этой борьбе важно быть на стороне добра, по правую руку Господа.

Мы расчленили все надвое: на царство Божье и царство Дьявола, на низшую

жизнь в этом мире и истинную жизнь на небесах. Мы пытались уничтожить

противоречия цели, но при этом уничтожили саму цель. Ведь цель не

предполагает никакой ампутации - нам не нужно ничего отсекать ни наверху,

ни внизу. И до тех пор пока мы будем отвергать одно ради другого, мы будем

всегда терпеть неудачу, не достигая цели существования. Все едино; когда мы

что-то удаляем, все распадается на куски. Как можно устранить 'зло', не

взорвав при этом весь мир? Если бы хоть один человек смог бы освободиться

от 'зла', то рухнул бы весь мир, потому что все _едино_; мир состоит из

единой субстанции, а не из двух - хорошей и дурной. И невозможно ни удалить

что-либо, ни добавить. Потому-то и нет чуда, которое могло бы спасти мир;

чудо _уже_ находится в мире, как и все, что можно вообразить небесного,

_уже_ находится здесь; любой чужеродный элемент разрушил бы формулу, все -

в мире; мы - в самом центре чуда, только у нас нет к нему ключа. Может

быть, нам не нужно ничего удалять или добавлять, не нужно даже открывать

'что-то иное', нужно заново, в другом аспекте, открыть _то же самое_.

Если мы хотим достичь Цели, то нам нужно покончить с манихейством и

прийти к реалистическому пониманию того, что Шри Ауробиндо называет _темной

половиной истины (%11). Человеческое знание, - писал он, - отбрасывает

тень, которая скрывает половину сферы истины от ее собственного солнечного

света... Отрицание лжи разумом, ищущим высшей истины, - одна из главных

причин, почему разум не может достичь устойчивой, пластичной и совершенной

истины_ (%12). Если мы удалим все несовершенное, *)

*) Дословно: 'все, что идет косо' (ce qui va de travers) (прим.пер.).

--

- а Бог знает, что этот мир полон ошибок и нечистоты, - то, возможно, мы

придем к какой-то истине, но истина эта будет пуста. Подлинный подход к

постижению Тайны состоит в том, чтобы, во-первых, понять, а затем

_увидеть_, что все в этом мире, _даже самое нелепое или далеко идущее

заблуждение_, содержит искру истины под своей маской, ибо все вокруг - это

Бог, который движется к Самому Себе; нет ничего вне Его. _Ведь на самом

деле заблуждение - это полуистина, которая спотыкается из-за своих

ограничений; часто бывает, что сама Истина надевает маску, чтобы

приблизиться к цели незамеченной_ (%13). Если бы хоть одна вещь в этом мире

была бы абсолютно ложной, то и весь мир был бы абсолютно ложным. Таким

образом, если ищущий отправляется от этой предпосылки - предпосылки

положительной, - восходя шаг за шагом и каждый раз соглашаясь сделать

соответствующий шаг вниз, ничего не отсекая, чтобы освободить _все тот же

свет_ (%14), скрытый за каждой маской, в каждом элементе, даже в самой

невероятной грязи, в самом нелепом заблуждении или в самом гнусном

преступлении, то он начинает видеть, как все постепенно проясняется перед

его глазами - не теоретически, но непосредственно, осязаемо - и ему

откроются не только вершины, но и _пропасти Истины_ (%15). Он поймет, что

его Враг был самым старательным помощником, который очень заботился о том,

чтобы надежно обеспечить эффективность его реализации, *)

*) Ср. знаменитое из 'Фауста' Гете:

Я часть той силы, что вечно хочет зла