Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

временем, но и

обретение радости, любви и безбрежности бытия. Не только время и

пространство дробятся на низших эволюционных уровнях на мелкие кусочки -

там дробится все. На протяжении всего нисхождения от Духа до атома

действует прогрессирующий закон _фрагментации_ [дробления] (%25) - это

дробление радости, дробление любви и силы, и, конечно, дробление знания и

видения. В конечном счете все превращается в кучу мелких тропизмов, в

туманную пыль _сомнабулического сознания_ (%26), которое, в свою очередь,

являет собою уже поиски Света или, может быть, воспоминание о Радости.

_Общим признаком этого нисхождения всегда является уменьшение интенсивности

- интенсивности бытия, интенсивности сознания, интенсивности силы,

интенсивности радости в вещах и радости существования. Точно так же по мере

нашего восхождения к высшему уровню эти интенсивности возрастают_ (%27).

а. Обыкновенный Разум

То, что существенным образом отличает один план сознания от другого -

это характерные свойства света или качество вибраций. Если взять за

отправную точку наш собственный эволюционный уровень и рассматривать

сознание в аспекте света, по отношению к которому все остальные аспекты

являются производными, то обыкновенный разум представляется видящему некой

серой массой с множеством маленьких темных пятен или совершенно темных

вибрационных узелков, которые роятся, подобно туче мух, вокруг голов людей

и представляют собою их 'тысячу и одну' мысль; они вращаются, приходят и

уходят без конца, перелетая от одного человека к другому. Иногда случайно

сверху нисходит маленькая вспышка света, маленькая радость, маленькое пламя

любви, танцующее среди этой серости. Но эта _нейтральная основа_ [ground of

neutrality], как ее называет Шри Ауробиндо, настолько толста и

всеобъемлюща, что она поглощает все, затуманивает, засасывает вниз в зону

своего темного притяжения; мы не способны долго выносить ни радость, ни

боль, мы не можем принять много света сразу; все жалко, спазматично и

быстро истощается. И надо всем этим доминируют тысячи условностей.

б. Высший Разум

Высший Разум чаще всего встречается у философов и мыслителей. Он более

прозрачен, более свободен. Общий фон уже не такой серый, с голубоватым

оттенком, и незначительные нисходящие вспышки света поглощаются уже не так

быстро. Кроме того, они нисходят чаще и становятся богаче и интенсивнее,

Радость длится дольше, любовь становится глубже и уже не в такой степени

подчиняется бесчисленным правилам низших уровней. Мы начинаем понимать, что

такое любовь и радость сами по себе, без какой бы то ни было причины. Но

свет все еще остается холодным и немного жестким. Тяжелая ментальная

субстанция все еще поглощает свет, идущий свыше, перемешивает его со своим

веществом и покрывает его толстым ментальным слоем, искажая до

неузнаваемости. Этот разум способен по-настоящему понять полученный свет

лишь после того, как он его должным образом переработал, разбавил, подверг

логической экзекуции, разбил на параграфы, на слова, на идеи. Кроме того,

выводы высшего разума исходят из единственной точки света, которой он

завладел, или из небольшого числа таких точек (все заключения высшего

разума суть априорные установки, это маленькие капельки интуиции, которые

он поспешно поглотил), и поэтому ему стоит большого труда исключать и

исключать в процессе собственного развития все, что противоречит этим

установкам. Да, этот разум может открываться высшим планам и получать

вспышки, но это, скорее, исключительные моменты, чем нормальное состояние;

его ментальная субстанция такова, что она разрушает свет. Он начинает

понимать что-либо лишь после того, как он себе это объяснил.

в. Озаренный Разум

Озаренный разум имеет другую природу. По мере того как высший разум

постепенно обретает безмолвие, он получает доступ к этой сфере: его

субстанция постепенно проясняется и то, что приходило по одной капле,

льется теперь потоком: _Основой является теперь уже не общая нейтральность,

а чистая духовная легкость и радость, на этой основе возникают особые тона

эстетического сознания. В этом заключается первое фундаментальное

изменение_. Сознание наполняется потоком света, чаще всего золотого, в

который вливаются различные цвета в зависимости от внутреннего состояния;

это _лучащееся вторжение_ [invasion lumineuse]. При этом находишься в

состоянии 'энтузиазма' - в том смысле, какой придавали этому слову греки:

постоянное состояние пробужденности, как будто все существо находится

наготове,