Феано

Гермес и Эхо (Часть 1)

потребностей,*26 тело умирает. Это случается тогда, когда оно уже не в силе более выносить тяготы жизни. Вот что есть смерть разложение тела и исчезновение телесных ощущений' '...' (Феано: Бог наделяет страхом смерти только смертного человека, не знающего Закон, в отличие от того), который презирает невежество и неверие человека в Него.

Феано: взамен этого страха Бог наделяет человека Благом - страхом божьим ради него самого, чтобы опасался лишиться своей божественной части.

Асклепий. Что же это за закон, который люди не знают или в который они не верят?

28) Гермес. Слушай же, о Асклепий. Когда однажды душа отделяется от тела, она попадает во власть высшего демона, чтобы он оценил ее по заслугам. Если он сочтет ее набожной и праведной, то позволит ей обосноваться в его обиталище.

Феано: душа при отделении от тела как бы выпрыгивает в другую субстанцию, на другой энергетический уровень, и там по признаку сходства либо остается, либо погружается под своей тяжестью в нижние слои.

Но если он видит, что она запятнана грехами и пороками, он отправляет ее вниз и предает смерчам и бурям, в которых непрерывно противоборствуют воздух, огонь и вода. Постоянно движущиеся мировые потоки между небом и землей будут метать ее в вечном наказании.*28 Ее бессмертие обернется против нее - бесконечной длительностью наказания. Знай же, чего мы должны бояться, чему ужасаться, чего избегать. Неверующих же, после того как они согрешат, заставят в это поверить, но не словами, а действиями, не угрозами, но настоящими мучениями. *29

Асклепий. Таким образом, о Триждывеличайший, грехи людей наказываются не только по земным законам?

Гермес. О Асклепий, все земное смертно. (Феано: и земные законы тоже в отличие от Закона). Те, кто наделен жизнью по земным законам, по этим же законам ее и лишаются. После смерти они предаются наказаниям тем более суровым, чем больше ошибок, совершенных ими, могло остаться сокрытыми. Ибо всеобщее предведение (praescia) Божие присудит наказания сообразно содеянным грехам.

29а) Асклепий. А кто же заслуживает самого тяжкого наказания, о Триждывеличайший?

Гермес. Те, кто, осужденные человеческими законами, погибли насильственной смертью, - они, по-видимому, не уплатили свой долг природе, а только получили расплату за свои преступления. Человек праведный, напротив,

296) находит защиту против Судьбы и демонов в религии и набожности, ибо Бог охранит таких людей от всяческого зла. Отец и Господь всего сущего, Всеединый, охотно проявляется всем. Он не показывает (Феано: Себя) ни в каком месте, (Феано: где) Он пребывает, ни каковы Его качества или величие, но Он освещает человека Знанием, принадлежащим только Уму. (Феано: незнающий человек не умеет любить, а любящий уже обладает знанием). И тогда человек изгоняет из души мрак ошибок и обретает Свет Истины, он соединяет свой ум с Умом божественным (Скотт: со Знанием Бога). Любовь человека к божественному Уму освобождает его от смертной части его природы и дает ему надежду на грядущее бессмертие. Видишь, какая огромная разница разделяет благих и злых! Тот, кого осветили набожность, религия, мудрость, почитание Бога, видит, как очами, истинный смысл вещей и, укрепленный в своей вере, возвышается над другими людьми настолько, насколько Солнце возвышается над иными звездами неба. Ибо если Солнце освещает иные звезды, то не столько благодаря могуществу своего света, сколько благодаря своей божественности и святости.

Феано: вероятно речь о планетах, поскольку звезды не освещаются светом друг друга, а соседствуют в темноте бездны космоса ради радости сотворчества. Поскольку звезды – это другие солнца Космоса, то они являются для своих миров единственными Богами, они освещают обитателей своих миров, но сами «видят единый Свет».

29в) Мы должны видеть в нем (Феано: в каждой звезде и в Солнце), о Асклепий, второго бога*30 (Феано: после Единого непроявленного Бога), которые правят остальным миром и дарят свет всем его обитателям, одушевленным и неодушевленным.

[Переход к одиннадцатой части)

И если мир есть животное (animal mundus), которое было, есть и будет живым, то ничто в нем не может умереть*31. Каждая из его частей всегда жива, ибо в одном и том же вечно живом существе нет места для смерти. Посему мир бесконечно преисполнен жизни и вечности, ибо он обязательно живет всегда. Поскольку мир вечен, Солнце всегда будет править всеми живыми существами, оно есть источник всей животности (vitalium), которую оно непрерывно распространяет. Бог