Феано

Гермес и Эхо (Часть 1)

веретена времен земли,

И словно шахматными куклами играя,

Нас дарит судьбами, чтоб суть понять могли…

3) Бог есть источник Всего, Вечность, мир и материя - его сущность. Могущество Бога есть Вечность, творение Вечности есть мир, который не был создан однажды*2, но создается Вечностью всегда. Следовательно, он (Фестюжьер: ничто из того, что есть в мире) никогда не погибнет, ибо Вечность нетленна, и ничто не будет разрушено (Менар: не исчезнет) в мире, ибо он облачен в Вечность.

Феано: простой пример волн в океане, каждая волна неповторима по форме и состоянию, но океан осуществляет вечность для волн.

Гермес. А мудрость Божия, какова она?

Ум. Благо, Прекрасное, счастье, вся добродетель и Вечность. Проницая материю, Вечность придает ей бессмертие и непрерывность (Райценштайн: делает мир), а миру - Порядок.

4) Действительно, становление материи зависит от Вечности, как Вечность зависит от Бога. Становление и время - две разные природы в небе и на земле, недвижимы и нетленны в небе, подвижны и тленны на земле. Душа Вечности есть Бог, Душа мира - Вечность, Душа земли Небо. Бог - в Уме, Ум - в Душе, Душа - в материи, и все это существует через Вечность. Душа заполняет тело Вселенной, которое содержит все тела; Ум и Бог заполняют Душу. Заполняя внутри, охватывая снаружи, Душа оживляет Вселенную: снаружи это большое и совершенное существо мира; внутри суть все живые существа. Вверху, в небе, она пребывает в тождественности (Феано: в тождественности самой себе в трех вышеперечисленных категориях), не изменяясь; в то время как внизу, на земле, она преобразует становление (Айнарсон: изменяется, будучи в становлении; Феано: непрерывно преобразуется, осуществляя становление во времени).

5) Вечность поддерживает целостность мира Необходимостью, Провидением, Природой*3; не столь важно объяснение, которое можно было бы этому дать. Вся Вселенная есть Бог в действии. Его энергия есть высшее могущество, с которым ничто человеческое или божественное сравниться не может. Не подумай же, Гермес, чтобы что-либо внизу или что-либо вверху уподобилось Богу, - это было бы заблуждение. Нет подобного Неповторимому, Единственно-Сущему. И не думай, что кто-либо разделяет с Ним Его могущество. Кому другому можно приписать сотворение жизни, бессмертие, изменение*4? Что иное Он мог бы делать? Бог не праздный, иначе все было бы праздным, ибо Бог заполняет все. Бездеятельность не существует ни в мире, ни где-либо еще, ни в творце, ни в творении; это пустое слово.

Феано: слово бездеятельность, действительно, пустое слово, поскольку недеяние – это предел всех физических деяний, достигаемый лишь в Боге, который свершает все Волей. И сущее, и несущее - все действует. Например, в материи, образе, мысли, чувстве, намерении, полях, времени. Само течение времени – физический процесс. Представьте себе, например, как действует неподвижный камень… А Бог вседеянием единяет все движения, все времена, являясь их причиной. И поэтому человеческий ум рассуждает о себе, мире и сроках жизни…

Нам не уйти вопросов вечных: - Что потом?

Потом мы вновь на Землю грешную придем,

Во благо поиска путей, для счастья жизни,

Для проницательной и светлой, дивной мысли.

«Все возвращается на вечные пути»,

Точнее вряд ли скажешь. Велено прийти

Уму и чувствам в материальную струю

Лишь для того, чтоб разглядеть судьбу свою,

И все понять, и объяснить себе - зачем

Идем дорогами мы вечных перемен,

И для того, чтоб одарять весь мир любовью

Неповторимой… с восхищением и болью…

((()))

Для проницательного, светлого ума

Причина роли человечества ясна.

6) Необходимо, чтобы все вещи рождались всегда и повсеместно. Ибо Творец есть во всем, у Него нет отдельного местопребывания в какой-либо вещи; Он творит не ту или иную вещь, но все вещи; Его творческое могущество и достаток не состоит в вещах, которые Он создает, но они зависимы от Него (Тидманн: но сотворенные им вещи черпают из Него свой достаток).

Феано: верный путь к Богу – осознавание умом и душой своей тождественности воспринимаемому нами миру в целокупности времен, укорененных в Вечности. Этот путь не может быть реализован нами иначе, чем через любовь и познание Бога в каждой частичке мира. Путь этот умопостигаемый через опыт жизни и смерти. Суть развитого ума в Знании Блага, суть души в гармонии и любви к Богу,