Феано

Гермес и Эхо (Часть 1)

вибрирующем движении, это круговращение планет со всем, что на них есть, это постоянно излучающее свет движущееся вокруг своего центра солнце, а также непостижимое умом движение так называемых «неподвижных звезд».

Асклепий. Я давно ждал этот разговор, ты говорил о мире много раз, но только намеками. Время для разговора уже подошло?

Гермес. Время, о Асклепий, не подходит, как ты сам понимаешь. Подходит ко времени зрелости твой ум, пытающийся понять мир вокруг тебя и себя в нем. Прежде, чем ум твой подошел к этому времени, когда он в состоянии много понять и принять в себя, он должен был созреть, как зреет плод на дереве. Поэтому я подготавливал его намеками. Теперь начнем разговор.

Раздел II

1) Гермес. Все движущееся, о Асклепий, не движимо ли оно в чем-то и чем-то?

Асклепий. Несомненно.

Гермес. Движущееся, не есть ли оно обязательно меньше, чем место движения?

Асклепий. Обязательно.

Гермес. Двигатель, не сильнее ли он, чем движимое?

Асклепий. Конечно.

Гермес. Место движения, не есть ли оно обязательно противоположной природы, чем природа движимого?

Асклепий. Да, разумеется.

2) Гермес. Этот мир так велик, что нет тел больше его.

Асклепий. Я согласен с этим.

Гермес. И он плотный, ибо он наполнен большим количеством тел или, скорее, всеми телами, которые существуют.

Асклепий. Это правда.

Гермес. Мир это тело?

Асклепий. Да, это тело.

Гермес. А подвижен ли он?

3) Асклепий. Вне сомнений.

Феано: здесь идет речь о мире, как беспредельно великом, плотном и подвижном теле, такой мир материален. Но есть иное понятие мира: мир – это наше уникальное Восприятие о мире, движение наших общих представлений, ощущений, мыслей, тел… В самом деле, мир для морского моллюска и мир для комара, мир для льва и мир для человека… мир демонов (астральный) и мир гениев (ментальный)… совершенно различны по восприятию. Нет мира вне наблюдателя и наблюдаемого объекта. Потому и говорю, что мир это восприятие. Объективный мир – это мир сущего объекта, воспринимаемого наблюдателем или субъектом, хотя субъектом может быть не только частный человеческий ум, но ассоциация умов, ноосфера планеты, звезды, агасфера и так далее...

Это обычное, несколько наивное восприятие мира поэтом…

Плывет по жизни челн глубокий,

А в нем - Незримого секрет,

Где поспевают жизни соки,

В их существе сокрыт Ответ...

Вокруг бушуют страстно волны:

Нам неизвестные миры,

То штиль, то ветреные штормы,

Мерцанье света в недрах тьмы.

Не разобьется челн о скалы,

В мирах своих он одинок.

Нет островов, где есть причалы,

Нет ничего. Но… есть Исток.

Исток дарит Ответ желанный, но ты представь его, узри,

Тогда получишь долгожданный,

Свой первый проблеск от Зари...

Плывем мы все, увы, отдельно, хоть узы с близкими крепки.

Все, что явилось здесь - предельно, в нем Бесконечности ростки.

Гермес. Каким же большим должно быть место его движения и какой природы? Разве оно не должно быть больше, чем мир, чтобы он мог в нем двигаться и не быть ни стесненным его узостью, ни остановленным в своем движении?

Асклепий. Это нечто очень большое, о Триждывеличайший.

Феано: слово «большое» в современном научном языке редко применяется, так как для разных условий восприятия разным будет малое и большое. Если мы отыщем нечто такое большое, к чему невозможно что-либо прибавить, то это будет нечто постоянное и неподвижное, думаю, что это «место движения мира» и есть покой Мысли… Можно назвать его условно Богом, Монадой. Восприятию, например, пленки или мембраны не постигнуть объема и его размеры; объемному существу не понять отсутствие объема или многомерность. Будучи в разных качествах течения времен, уму не понять отсутствие течения времени и так далее… Мир ни плоский, ни объемный, ни многомерный, а бесконечно множественный, совмещающий в себе все. Все зависит от восприятия. Все зависит от Того, Кто смотрит и Зачем. Поэт объясняет это так:

Для того чтоб из плоскости плоскость 'увидеть',

Нужно хоть на чуть-чуть, на немножко взлететь,

Так и нам из объема, (себя б не обидеть),

Над собой… мыслью божеской нужно прозреть...

И... желанием... нежным, пророчески мудрым

Постараться проникнуть