Аркадий и Борис Стругацкие

Понедельник начинается в субботу

свой духовный мир, потому что соловела и временно уже

ничего больше не желала. Зоркий Выбегалло ухитрился все-таки заметить

несомненную связь между стуком барабана (из радиоприемника) и

рефлекторным подрагиванием нижних конечностей модели. Это подрагивание

привело его в восторг.

-- Ногу! -- закричал он, хватаясь за рукав Б. Питомника. --

Снимайте ногу! Крупным планом! Ля вибрасьен са моле гош этюн гранд

синь!* Эта нога отметет все происки и сорвет все ярлыки, которые на меня

навешивают! Уи сан дот**, человек, который не специалист, может быть,

даже удивится, как я отношусь к этой ноге. Но ведь, товарищи, все

великое обнаруживается в малом, а я должен напомнить, что данная модель

есть модель ограниченных потребностей, говоря конкретно -- только одной

потребности и, называя вещи своими именами, прямо, по-нашему, без всех

этих вуалей -- модель потребности желудочной. Потому у нее такое

ограничение и в духпотребностях. А мы утверждаем, что только

разнообразие матпотребностей может обеспечить разнообразие

духпотребностей. Поясняю для прессы на доступном ей примере. Ежели бы,

скажем, была у него ярко выраженная потребность в данном магнитофоне

"Астра-7" за сто сорок рублей, каковая потребность должна пониматься

нами как материальная, и оно бы этот магнитофон заимело, то оно бы

данный магнитофон и крутило бы, потому что, сами понимаете, что еще с

магнитофоном делать? А раз крутило бы, то с музыкой, а раз музыка --

надо ее слушать или там танцевать... А что, товарищи, есть слушанье

музыки с танцами или без них? Это есть удовлетворение духпотребностей.

Компрене ву?

------------------------------------------------------------------------

* Дрожание его левой икры есть великий признак (фр.).

** Разумеется (фр.).

------------------------------------------------------------------------

Я уже давно заметил, что поведение кадавра существенно

переменилось. То ли в нем что-то разладилось, то ли так и должно было

быть, но время релаксаций у него все сокращалось и сокращалось, так что

к концу речи Выбегаллы он уже не отходил от конвейера. Впрочем,

возможно, ему просто стало трудно передвигаться.

-- Разрешите вопрос, -- вежливо сказал Эдик. -- Чем вы объясняете

прекращение пароксизмов довольства?

Выбегалло замолк и посмотрел на кадавра. Кадавр жрал. Выбегалло

посмотрел на Эдика.

-- Отвечаю, -- самодовольно сказал он. -- Вопрос, товарищи, верный.

И, я бы даже сказал, умный вопрос, товарищи. Мы имеем перед собой

конкретную модель непрерывно