Стогов Илья

Священные письмена Майа

все; когда же она была частной, издержки нес тот, кто ее устраивал, с помо- щью своих родичей.

Они делали вино из меда и воды и определенного корня од- ного дерева, выращиваемого для этого, который делал вино крепким и очень вонючим. Они ели, развлекаясь танцами и зрелищами, сидя попарно или по четыре. После еды вино- черпии, которые не имели обыкновения опьяняться, приноси- ли несколько больших кувшинов для питья, пока не начина- лись ссоры, и тогда женщины должны были отводить своих пьяных мужей домой. Они растрачивали на оргии то, что за- работали за много дней торговли. У них было два обычая уст- раивать праздники: первый - обычай сеньоров и людей знат- ных - обязывал каждого гостя устроить другой такой же пир. Каждому из гостей давали жареную птицу, хлеб и напиток ка- као в изобилии, а в конце пира они имели обычай давать каж- дому плащ, чтобы покрыться, скамеечку и сосуд, очень изящ- ный по возможности. Если один из них умирал, то обязан был устроить пиршество его дом или родичи. Другой обычай был

между родственниками, когда их дети вступали в брак или праздновали память дел своих предков, и он не обязывал воз- местить пир; однако, если сто гостей были приглашены к ин- дейцу на праздник, то каждый из них приглашал его, когда ус- траивал праздник или женил детей. Они очень чувствительны к дружбе и сохраняют память об этих пирах, хотя бы и дале- ких одни от других. На этих праздниках им подают напитки красивые женщины, которые, подав сосуд, поворачиваются спиной к тому, кто его взял, пока он его не осушит.

Индейцы имеют очень приятные развлечения; в особен- ности комедианты представляют с большим изяществом, на- столько, что испанцы нанимали их для того, чтобы они виде- ли шутки испанцев с их служанками, супругами и с самими индейцами по поводу хорошего или плохого прислуживания, и затем они это представляли с таким искусством, как насто- ящие испанцы.

У них есть маленькие барабаны, по которым бьют рукой, и другой барабан из полого дерева с низким и унылым звуком. По нему бьют довольно длинной палкой с набалдашником из смолы одного дерева на конце. У них были трубы, длинные и тонкие, из полого дерева, с длинными и кривыми тыквами на конце. У них был еще инструмент из панциря целой черепахи, очищенного от мяса. По нему били ладонями рук, и звук его заунывный и печальный. У них были свистки из берцовых костей оленей и больших раковин и флейты из тростника. На этих инструментах аккомпанировали танцорам.

Два танца были особенно мужественны и достойны вни- мания. Один - это игра с тростником, почему они его на- зывают коломче, что и значит тростник.

Чтобы его исполнить, собирается большой круг танцоров вместе с музыкантами, которые им аккомпанируют. Следуя ритму музыки, из круга выходят двое, один с пучком стеблей и танцует с ними, держась прямо, другой танцует на корточ-

ках, оба согласно ритму круга танцоров. Тот, который со стеблями, бросает их изо всей силы в другого, а последний с большой ловкостью отбивает их с помощью небольшой де- ревяшки. Кончив бросать, они возвращаются, следуя ритму, в круг, и танцуют другие, делая то же самое.

Есть другой танец, когда танцуют восемьсот и больше или меньше индейцев с небольшими флажками, с военными широкими шагами и звуками. Среди них нет ни одного, кто бы нарушил ритм.

В своих танцах они тяжелы, ибо в течение целого дня не перестают танцевать, и им приносят есть и пить. Мужчины не имели обыкновения танцевать с женщинами.

РЕМЕСЛА, ТОРГОВЛЯ, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И СУД

Ремесленниками у индейцев были гончары и плотники, которые много зарабатывали, делая идолов из глины и дере- ва, с соблюдением многочисленных постов и обрядов. Были также хирурги, или, лучше сказать, колдуны, которые лечи- ли травами и многочисленными суеверными обрядами; и так- же были все остальные ремесла.

Занятием, к которому они наиболее склонны, была торгов- ля. Они вывозили соль, ткани и рабов в землю Улуа и Табас- ко, обменивая все это на какао и камешки, которые служили у них монетами. На них они имели обыкновение покупать ра- бов и другие камешки, изящные и красивые, которые сеньо- ры носили на себе как драгоценности на праздниках. У них были еще изделия из красных раковин в качестве монет и украшений. Они их носили в плетеных кошельках. На рынках они торговали всеми вещами, какие были в стране. Они про- давали в кредит, давали взаймы и платили честно, без ростов- щичества.

Прежде всего они были земледельцами и занимались сбо- ром кукурузы и остальных посевов. Они их сохраняли в очень удобных подвалах и амбарах,