Стогов Илья

Священные письмена Майа

народом, при- шедшим с востока1, который был спасен Богом, открывшим

1 Очевидно, имеется в виду период, когда были основаны города на вос- точном побережье Юкатана - Цибанче, Ичпаатун, Тулум и Коба. Найден- ные здесь стелы датированы концом VI - началом VII в. Хроника Чилам Балам из Мани также сообщает, что в катуне 6 Ахау (435~455 гг.) майя населяли провинцию Сийян-кан и находились там 60 лет, после чего был ос- нован город Чичен-Ица.

ему двенадцать дорог через море. Если бы это было истин- но, тогда пришлось бы считать, что все жители Индий про- исходят от евреев, а для того, чтобы пересечь пролив Магел- лана, они должны были идти, распространившись более чем на две тысячи лиг по стране, где сейчас управляет Испания.

В этой стране только один язык, что очень удобно для сношений, хотя на побережьях есть некоторые различия в словах и в манере говорить. Жители берегов также более изящны в обращении и языке, женщины покрывают грудь, чего не делают остальные женщины внутри страны.

Эта страна разделена на провинции, подчиненные бли- жайшим испанским поселениям. Провинция Чектемаль и Бакхалаль подчинена Саламанке. Провинции Экаб, Коч- вах и Купуль подчинены Вальядолиду. Провинции Ах Кин Чель и Исамаль, Сотута, Хокаба и Хомун, Тутуль Шиу, Кех Печ и Чакан подчинены городу Мерила. Провинции Ах Кануль, Кампече, Чампотон и Тишчель управляются из Сан-Франсиско в Кампече.

В Юкатане много зданий большой красоты; это наиболее замечательная вещь из открытых в Индиях. Все они из очень хорошо вытесанного камня, хотя в этой стране нет никакого металла, которым можно было бы тесать. Эти здания очень похожи одно на другое и являются храмами. Их было столь- ко потому, что жители много раз переселялись, и в каждом поселении они строили храм, пользуясь изобилием камня, извести и белой земли, превосходной для построек.

Все эти постройки сделаны не другими народами, а индей- цами, что видно по каменным обнаженным людям, прикрытым длинными полосами, которые называются на их языке эш, и с другими отличительными знаками, которые носят индейцы.

Когда монах, автор этой книги, был в этой стране, нашел- ся в одном здании, которое они разрушили, большой кув- шин с тремя ручками, окрашенный в серебристые цвета сна-

ружи; внутри были пепел сожженного тела, несколько кос- тей рук и ног удивительной величины и три куска хорошего камня, из тех, что индейцы употребляли как монеты.

Этих построек в Исамале было всего И или 12; не сохра- нилось памяти об их основателях. В одной из них по прось- бе индейцев в 1549 г. был устроен монастырь, называющий- ся Сант-Антонио.

Из других построек наиболее значительные в Тихоо и Чи- чен-Ице, которые будут описаны далее. Чичен-Ица - очень хорошее поселение в 10 лигах от Исамаля и в 11 лигах от Вальядолида. Как говорят, там царствовали три брата-се- ньора, пришедшие в эту страну с запада; они были очень на- божны и поэтому строили очень красивые храмы и жили без женщин, очень скромно. Но когда один из них умер или уда- лился, другие сделались несправедливыми и бесчестными, и за это их умертвили1. Мы нарисуем далее план главного зда- ния и опишем вид колодца, куда они бросали в жертву жи- вых людей и также драгоценные вещи. Он имеет более 7 эс- тадо глубины до воды, более ста ступней в ширину и сделан круглым в обрывистой скале удивительным образом2; вода кажется зеленой; говорят, что причиной этому роща, которой он окружен.

* Рассказ Ланда о трех братьях-сеньорах связан с историческими собы- тиями X-XII вв., а именно с тольтекским завоеванием Чичен-Ицы, 200-летним периодом гегемонии Чичен-Ица и, наконец, с изгнанием нз Чи- чен-Ицы правителя Чак Шиб Чака в результате начавшихся войн.

Индейский историк Гаспар Антонио Чи пишет в Сообщении из Текауто и Тепакана: В некий времена вся эта страна была под властью одного сень- ора, который жил в древнем городе Чнчен-Ица; его данниками были все се- ньоры этой провинции, и даже извне, из Мексики, Гватемалы и Чиапаса и других провинций, ему посылали дары в знак мира и дружбы... Говорят, что жители Чичен-Ицы не были идолопоклонниками, пока Кукулькан, мекси- канский капитан, не пришел в зги области; он научил идолопоклонству, или, как они говорят, нужда научила их идолопоклонству.

2 Фактический диаметр колодца 45-55 м, глубина до воды около 20 м.

КУКУЛЬКАН. ОСНОВАНИЕ МАЙЯПАНА

По мнению индейцев, с ицами, которые поселились в Чи- чен-Ице, пришел великий сеньор Кукулькан. Что это исти- на, показывает главное здание, которое называется Кукуль- кан. Говорят, что он пришел с запада,