Стогов Илья

Священные письмена Майа

И ни один из них не мог посмотреть в лицо другому, когда бревно шумно полетело вниз.

Сипакна заговорил, затем крикнул, но он вскрикнул толь- ко один лишь раз, когда бревно упало на дно.

- Как мы преуспели в этом! Мы действительно его поразили! Теперь он мертв, - восклицали юноши, - ес- ли бы, к несчастью, он продолжал то, что начал делать, ко- нец был бы нам; он прежде всего набросился бы на нас, а тогда с нами, четырьмя сотнями юношей, было бы все кончено!

11 Причина, которой пытаются оправдать свою попытку убийства Сипак- ны четыреста юношей, звучит неубедительно. В предшествующем тексте ни- где не говорится о том, чтобы он сталкивался с ними, наоборот, он послуш- но выполняет все их указания. Очевидно, перед нами уже поздняя трансформация мифа, при которой сказитель Пополь-Вух не понимал смысла покушения на Сипакну и дополнил от себя причину. В действительно- сти же, RO всей видимости, первоначально здесь был миф о строительной жертве; вся обстановка рассказа соответствует этому: четыреста юношей строят дом, они роют яму, в которую спускается жертва, и т. д. Существова- ние таких жертвоприношений в древности засвидетельствовано археологиче- скими находками на территории Мексики и Гватемалы.

И, исполненные радости, они говорили:

_ Теперь в течение следующих трех дней мы должны делать себе опьяняющий напиток. Когда эти три дня прой- дут, мы будем пить за постройку нашего нового дома, мы, четыре сотни юношей.

Затем они сказали:

_ Завтра мы посмотрим, и на следующий день, послеза- втра, мы также посмотрим; может быть, мы увидим, как выйдут муравьи из земли, когда он начнет пахнуть, когда он начнет разлагаться. Вот тогда наши сердца станут совершен- но спокойны, и мы выпьем наш опьяняющий напиток, - го- ворили они.

Но Сипакна из своей ямы слышал все, что говорили юноши.

И действительно, на второй день появились полчища му- равьев; они приходили и шли и собирались под бревном. И некоторые из них тащили в своих ртах волосы Сипакны, а другие тащили его ногти.

Когда юноши увидели это, они воскликнули: Этот зло- дей теперь погиб. Посмотрите, как собрались муравьи, как они идут полчищами, и одни из них несут его волосы, а дру- гие - его ногти. Посмотрите же! Вот что мы сделали! Так говорили они друг другу.

Но Сипакна был в действительности жив. Он обрезал се- бе волосы и обгрыз зубами свои ногти, чтобы отдать их му- равьям.

И вот четыре сотни юношей поверили, что он мертв, и на третий день они начали праздновать, и все юноши напились пьяными. А когда четыре сотни становились пьяными, они не разумели ничего другого. И тогда Сипакна заставил дом упасть ыа их головы, и все они были убиты. Даже один или двое не спаслись среди этих четырех сотен; все они были убиты Сипакной, сыном Вукуб-Какиша.

Вот каким образом умерли четыре сотни юношей. Гово- рят, что они стали группой звезд, которую из-за них назы- вают Моц1, но это может быть и неправда.

Теперь мы расскажем о том, как Сипакна был оконча- тельно побежден двумя юношами, Хун-Ахпу и Шбаланке.

Глава 8

Теперь следует повествование о поражении и смерти Си- пакны, побежденного двумя юношами, Хун-Ахпу и Шба- ланке. Сердца этих юношей были полны злобы, потому что Сипакна убил четыре сотни юношей.

А он лишь ловил рыбу и раков на берегах всех рек, и это составляло его ежедневную пищу. В течение всего дня он ходил, выискивая себе пищу, а по ночам он таскал на своей спине горы.

При помощи листа растения эк, которое растет во всех лесах, Хун-Ахпу и Шбаланке быстро сделали фигуру, вы- глядевшую подобно очень большому раку. Из этого листа они сделали туловище рака, тонкие клешни его они сделали из пахака, а для панциря, который покрывает спину и зад рака, они использовали круглый плоский камень.

Затем они поместили рака в глубине пещеры, у подножия большой горы; Меауан2 - вот имя горы, где Сипакна был впоследствии побежден.

Затем юноши отправились дальше и как будто случайно встретились с Сипакной на берегу реки.

- Куда ты идешь, юноша? - спросили они его.

1 Моц - семь звезд, Плеяды. В древнем Перу они считались семью гла- зами Уиракочи, наблюдавшими за урожаем.

1 Высокая гора, носящая это имя, находится в нижнем Верапасе, около 10 км к востоку от знаменитого гватемальского селения Рабиналь.

_ Никуда я не иду, - ответил Сипакна, - я лишь ищу себе пищу, о юноши.

- А что является твоей пищей?

- Только рыба и раки, но здесь ничего нет, и я ничего не нашел. А я не ел вот уже два дня и не могу уже больше переносить голод, - сказал Сипакна Хун-Ахпу и Шба- ланке.

-