Стогов Илья

Священные письмена Майа

орла. Владыка, закутан- ный в него, чувствовал себя очень хорошо. И он поверты- вался во все стороны перед взглядами всех собравшихся. Тогда он разделся перед глазами всех догола и надел третье разрисованное покрывало. И как только он надел на свои плечи шмелей и ос, которые были нарисованы на третьем покрывале, то мгновенно шмели и осы начали жалить его те- ло. И не будучи в состоянии сдержаться, переносить жала этих насекомых, он начал вопить из-за насекомых. А только

лишь их фигуры были изображены на ткани, только рисунок Махукутаха, третьего рисовавшего.

Так они были побеждены. Тогда владыки стали упрекать двух девушек по имени Штах и Шпуч.

- Что же это за ткани, которые вы принесли нам? От- куда вы их принесли, вы, злодейки? - говорили они девуш- кам и ругали их. Так все племена были посрамлены Тохилем.

Итак, они желали, чтобы Тохиль отправился бы за Штах и Шпуч, чтобы его желание было удовлетворено и чтобы девушки стали блудницами. Племена думали, что они по- служат к соблазнению их, богов. Но победить этих богов было невозможно благодаря чудодейственным людям: Ба- ламу-Кице, Баламу-Акабу, Махукутаху и Ики-Баламу.

Глава 3

После этого племена снова устроили совет.

- Что же мы будем делать с ними? Поистине, их могу- щество очень велико, - сказали они, когда собрались сно- ва на совет.

- Хорошо, тогда мы просто устроим для них засаду, мы убьем их, мы вооружимся стрелами и щитами. Разве мы не многочисленны? Пусть среди нас не будет ни одного, ни двух, кто остался бы позади! - Так говорили они, когда они устро- или совет. И каждое племя без промедления вооружилось. Много было воинов, когда собрались вместе все воины от каждого племени.

А между тем Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам были там, они находились на вершине горы Хакавиц, на горе, носившей это имя. Они находились там и поместили в безопасности своих сыновей, которые были на горе.

И они не имели при себе много людей; у них не было тако- го множества, как у племен. Вершина горы, где они помести- лись, была малой, и поэтому, когда племена собрались вмес- те, устроили совет и созвали всех, они решили убить всех находившихся на вершине.

И вот тогда собрались все племена, все вооруженные сво- ими луками, стрелами и своими щитами. И невозможно бы- ло описать богатство их украшений; поистине прекрасен был вид всех вождей и воинов; и все они неукоснительно пови- новались приказаниям.

- Нет сомнения, что они будут разгромлены! - гово- рили они друг другу. - Что же касается Тохиля, этого бо- жества, то он будет нашим богом, и мы будем почитать его, если захватим его в плен.

Но Тохиль знал все, и все знали Балам-Кице, Балам- Акаб и Махукутах. Они слышали все, что было решено вра- гами, потому что они не спали и не отдыхали с того времени, как были вооружены все стрелки из лука.

Тогда все воины поднялись и отправились в путь, наме- реваясь проникнуть в горную крепость ночью. Но они не прибыли туда, потому что они провели всю ночь в пути и были одурачены Баламом-Кице, Баламом-Акабом и Ма- хукутахом.

Они провели всю ночь в пути, но не заметили сами ничего, и наконец все заснули. Тогда Балам-Кице, Балам-Акаб и Ма- хукутах начали срезать у них брови и бороды; они сняли сереб- ряные украшения с их шей, их диадемы и ожерелья. И они со- драли серебряную обкладку с концов их начальнических жезлов. Они сделали так, чтобы наказать их и унизить их, что- бы дать им пример могущества народа киче.

Когда воины пробудились, они тотчас пожелали взять свои диадемы и свои жезлы, но не было более ни серебра на их шеях, ни их диадем.

- Кто же это ограбил нас? Кто отстриг у нас бороды? Откуда пришли те, кто ограбил нас и унес все серебро? - восклицали все воины. - Может быть, это те чудовища, которые похищают людей? Но им не удастся устрашить нас! Мы войдем в их город силой, только таким образом мы смо- жем снова увидеть лик нашего серебра, мы это так и сдела- ем! - говорили все племена, и они воистину собирались вы- полнить свое слово.

Но спокойны были сердца владык страха перед богом и устроителей жертвоприношений, находившихся на верши- не горы, поистине глубоко обдумали и обсудили все Балам- Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. И после того как Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам по- говорили друг с другом, они построили стену вокруг своего поселения и окружили поселение срубленными деревьями и колючим кустарником. Затем они изготовили фигуры, вы- глядевшие как люди благодаря их искусству, и поместили их рядами по стенам крепости, они вооружили их