Стогов Илья

Священные письмена Майа

жертвоприношений, как они на- зывались.

1лава 6

Тогда преемники Балама-Кице, Балама-Акаба и Махуку- таха решили идти на восток, думая таким образом исполнить приказание своих отцов, они не забыли его. Прошло уже мно- го времени с тех пор, как отцы их умерли, и племена дали им жен, а потому они приобрели вторых отцов и братьев - от- цов и братьев их жен, - когда они все трое взяли себе жен.

И, отправляясь в это странствование, они говорили: Мы идем на восток, туда, откуда пришли наши отцы. Так ска- зали трое, рожденные как сыновья, когда они отправились в путешествие. Один носил имя Кокаиб, и он был сыном Балама-Кице, прародителя людей Кавека. Другой, имено- вавшийся Коакутек, был сыном Балама-Акаба, прародите- ля людей Нихаиб. И Коахау было именем третьего, единст- венного сына Махукутаха, прародителя людей Ахау-Киче.

Итак, вот имена тех, кто ушли туда, на ту сторону моря; трое их отправилось в путь, и они были наделены разумом и опытностью, но их сущность не была сущностью обычных людей. Они простились со всеми своими братьями и родст- венниками и, исполненные радости, отправились. Мы не ум- рем, мы возвратимся, - сказали трое, отправляясь в путь.

И вот действительно пересекли они море и пришли туда, на восток, куда они отправились, чтобы получить знаки прав- ления. И вот каково было название у владыки, к которому они пришли: Повелитель мужей Востока. И когда они появи- лись перед лицом владыки Накшита1 - такое имя было у ве-

1 Накшит - сокращенное имя, которым у киче и. какчикелей обозначался легендарный тольтекский предводитель Топильцин Акшитль Кецалькоатль, возглавивший в конце X в. тольтекское вторжение в прибрежные области со- временных мексиканских штатов Табаско, Кампече и Юкатан. В древних ин- дейских книгах Чилам-Балам этот полумифический персонаж фигурирует под именем Накшит-Шучит. В этом месте Пополь-Вух сохранились отголоски

ликого владыки, единственного высшего судьи среди всех пра- вителей, - он дал им знаки правления и все отличительные символы. Тогда появились знаки достоинства ax-попа и ах-по- па-камха, и тогда пришли знаки величия и власти ax-попа и ах- попа-камха. Полностью Накшит дал им знаки отличия вла- дык, и вот все они, перечисленные по их названиям: балдахин, трон, флейты, сделанные из костей, барабаны, желтые бусы, когти ягуара, когти пумы, голова ягуара, ноги оленей, помост, ожерелья из раковин, табак, маленькие тыквы, перья попугая, перья белой цапли для головных уборов, браслеты из раковин и браслеты с камнями. Все перечисленное они принесли в свой город, - те, кто после пребывания на той стороне моря полу- чил знание картин Тулана, картин - так они назывались, - которыми они писали все то, что содержалось в их истории1.

Тогда, после того как они прибыли в свой город, называв- шийся Хакавиц, все люди тама и илока собрались там; все племена собрались сюда и были преисполнены радости, ког- да Кокаиб, Коакутек и Коахау прибыли и снова взяли на се- бя управление племенами.

Радовались люди Рабиналя, какчикели и люди из Цикина- ха. Перед их взорами возвратившиеся показали знаки отли- чия владык. Великими были эти племена, хотя и не проявили они тогда еще полностью своей мощи. И они находились в Хакавице; они были все с теми, кто пришел с востока. Здесь они провели много времени, очень много было их на вершине горы.

Здесь также умерли жены Балама-Кице, Балама-Акаба и Махукутаха.

воспоминании о действительном историческом факте, что в период расцвета тольтекской державы в областях, занимаемых майя, киче были подчинены ей.

1 Испанский хронист де CaaiyH сообщает, что тольтекские жрецы, от- правляясь на восток, взяли с собой все свои картины (т.е. рукописи), в кото- рых они имели все вещи древних времен, искусств и ремесла.

Позже они покинули, оставили навсегда эту местность и искали других мест для поселения, чтобы поселиться там. Неисчислимыми были те местности, в которых они сели- лись, где они пребывали и которым они давали наименова- ния. Там соединялись и возрастали первые матери наши и первые отцы наши. Так говорили древние люди, когда они рассказывали, как они оставили навсегда свое первое посе- ление Хакавиц и отправились основывать новое поселение, названное Чи-Киш.

Они пробыли долгое время в этом другом городе, где они породили дочерей и породили сыновей. Много их было там; имелось четыре горы, и все они были заняты одним и тем же городом. Их дочери и сыновья вступали в брак; они просто отдавали их на сторону замуж, а подарки и приношения, ко- торые получали за них, они считали