Стогов Илья

Священные письмена Майа

кто насиловал девушку, они убивали, побивая камнями. Рассказывают один случай, когда сеньор Тутуль Шиу, имев- ший брата, который совершил это преступление, побил его кам- нями и затем забросал его большой кучей камней. Говорят, что прежде основания этого города у них был другой закон, кото- рый повелевал у прелюбодеев вырывать внутренности через пупок.

Правитель Коком стал домогаться богатств1, поэтому он договорился с людьми гарнизонов, которые короли Мекси- ки имели в Табаско и Шикаланго, что сдаст им город, и та- ким образом привел мексиканцев в Майяпан. Он угнетал бедных и многих обратил в рабство. Сеньоры убили бы его, если бы не страх перед мексиканцами. Сеньор Тутуль Шиу никогда не соглашался* с этим угнетением. Находясь в та- ком положении, жители Юкатана научились у мексиканцев владеть оружием и стали мастерски пользоваться луком и стрелами, копьем и топориком, щитами и прочными пан- цирями из соли и хлопка, как и другим военным снаряже- нием. Они уже не восхищались мексиканцами и не боялись их, а, наоборот, стали мало считаться с ними. Так прошло несколько лет.

Этот Коком первый начал обращать в рабство. Однако это зло вызвало применение оружия, которым они защища- лись, чтобы не стать всем рабами.

1 Многие комментаторы считают, что здесь идет речь о знаменитом Ху~ нак Кееле, завоевателе Чичен-Ицы (конец XII в.). В действительности Лан- да скорее всего имеет в виду события после возвышения Майяпана в конце XIII в.

Среди наследников дома Кокомов был один очень над- менный подражатель Кокома; он вступил в новый союз с Табаско и привел еще больше мексиканцев в город.

Он начал тиранствовать и обращать в рабство простой народ; поэтому сеньоры объединились с партией Тутуль Шиу, который был великим гражданином, как и его предки. Они решили убить Кокома и исполнили это, убив также всех его сыновей, кроме одного, отсутствовавшего. Они разграбили его дом и захватили его поместья, где у него бы- ли плантации какао и других плодовых деревьев, говоря, что они вознаграждают себя за то, что у них было ограблено. Между Кокомами, которые считали себя несправедливо свергнутыми, и Шиу продолжались такие раздоры, что, прожив в этом городе более 500 лет, они покинули и опус- тошили его, удалившись каждый в свою землю.

КОКОМЫ В СОТУТЕ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛЕЙ

По исчислению индейцев прошло 120 лет после оставле- ния Майяпана. На месте этого города находится семь или восемь камней, 10 ступней длиной каждый, закругленных с одной стороны и хорошо обработанных. Там имеется не- сколько строк, написанных знаками, которые они употреб- ляют, но так как они стерты водой, их невозможно прочесть. Полагают, однако, что они поставлены в память основания и разрушения этого города. Другие похожие есть в Силане, поселении на берегу, хотя более высокие. Местные жители, спрошенные о них, отвечают, что был обычай воздвигать один из этих камней через каждые 20 лет, число, которое они употребляют, чтобы считать свои века. Но кажется, что они ошибаются, потому что в таком случае их было бы го-

раздо больше, однако их нет в других поселениях, кроме Майяпана и Силана.

Наиболее важное, что унесли в свои земли сеньоры, по- кинувшие Майяпан, это книги их наук, ибо они всегда были покорны советам своих жрецов; поэтому и столько храмов в этих провинциях.

Сын Кокома, который избежал смерти, так как отсутст- вовал по торговым делам в земле Ухуа, что перед городом Саламанка, когда узнал о смерти своего отца и о разруше- нии города, как можно скорее возвратился. Он соединил своих родственников и вассалов и основал поселение, кото- рое назвал Тибулон, что означает мы проиграли1. Они по- строили много других поселений в этих лесах, и произошли многие фамилии от этих Кокомов, а провинция, где управ- лял этот сеньор, называется Сотута.

Сеньоры Майяпана не стали мстить мексиканцам, кото- рые помогали Кокому, ввиду того, что они были приглаше- ны правителем страны, и потому, что они были иностранца- ми. Поэтому их отпустили, дав им возможность основать свое отдельное поселение или покинуть страну; но они не должны были вступать в брак с местными жителями, а толь- ко между собой. Мексиканцы предпочли остаться в Юката- не и не возвращаться к лагунам и москитам Табаско. Они поселились в провинции Кануль, где им было указано, и ос- тавались там до второй войны с испанцами.

Рассказывают, что среди 12 жрецов Майяпана был один очень мудрый; свою единственную дочь он выдал замуж за благородного юношу по имени Ах Чель. Последний имел сыновей, носивших по обычаю страны имя отца.