Стогов Илья

Священные письмена Майа

И они ду- мали, что боги разгневаны, когда страдали от эпидемий, раз- доров, неурожая и других подобных бедствий. Тогда они не только старались умилостивить демонов, принося им в жертву животных или делая одни жертвы из их кушаний и напитков, проливая свою кровь или угнетая себя бдениями, постами и воздержаниями, но, забыв всякое естественное милосердие и законы разума, совершали им жертвоприношения человече- ских существ с такой легкостью, как если бы приносили в жертву птиц, и столько раз, сколько было необходимо по словам злых жрецов или чиланов или же сколько сеньорам их хотелось или казалось нужным. И если в этой стране не столь много людей, как в Мексике, и она не управлялась уже после разрушения Майяпана одним главой, но многими, и не было поэтому такого массового избиения людей, тем не менее они предавали жалкой смерти достаточно многих, потому что каж- дое селение имело власть приносить в жертву тех, кого указы- вал жрец или чилан, или сеньор; и чтобы совершать это, у них были общественные места в храмах, как если бы это дело бы- ло необходимейшее в мире для сохранения их государства. Кроме убийств в их селениях, они имели два чудовищных свя- тилища в Чичен-Ице и Косумеле, куда посылали бесчислен- ных несчастных для принесения в жертву в одном сбрасывани- ем в колодец, а в другом вырыванием сердец. От каковых несчастий да соблаговолит освободить их навсегда Милосерд- ный Господь, Который соблаговолил принести Себя в жертву на кресте Отцу ради всех.

О, Господь Бог мой, свет, бытие и жизнь моей души, свя- той руководитель и путь верный моих поступков, утешение мо- их скорбей, радость внутренняя моих печалей, утешение и от- дых от моих трудов. И почему посылаешь Ты мне, Тосподи, то,

что можно назвать работой, и не много лучший отдых? Для чего Ты меня обязуешь делать то, что я не могу совершенно исполнить? Может быть, Господи, Ты не знаешь меры мое- го сосуда и количества моих членов и свойств моих сил? Мо- жет быть, Господи, Ты покинешь меня в трудах моих? Не Ты ли заботливый Отец, о Котором говорит Твой святой пророк в псалме: с ним Я есмь в горе и труде, и его Я осво- божу от них и прославлю его? Господи, если Ты таков, и Ты Тот, о Котором сказал пророк, исполненный Твоего Свято- го Духа, что предписываешь в Своей заповеди трудиться, и поэтому, Господи, те, кто не склонны к кротости, сохране- нию и выполнению Твоих заповедей, находят в них трудно- сти; но, Господи, это трудность мнимая, трудность из бояз- ни, трудность малодушных, и боятся преодолеть их люди, что никогда не клали руку на плуг; те же, кто склонен к со- хранению их, находят в них радость; они идут вслед за запа- хом их благовоний, их сладость подкрепляет их на каждом шагу, и они испытывают больше удовольствий каждый день, чем любой умеющий их различать подобно царице Савской. Поэтому, Господи, я молю Тебя дать мне милость, чтобы по их примеру был оставлен дом моего сладострастия и царст- во моих пороков и грехов, и да смогу я со всеми испытания- ми служить Тебе и хранить Твои святые заповеди, ибо боль- ше научат меня испытания при их соблюдении, чем одно чтение и обсуждение их, и да найду я благо Твоего милосер- дия для моей души. И так как я верю, что Твое ярмо прият- ное и легкое, да воздам я Тебе благодарность за то, что ви- жу себя находящимся под его мягкостью и свободным от того, под которым вижу идущими и прежде шедшими в ад столь многих людей. Это столь тяжкая скорбь, и я не знаю никого, чье сердце не разбилось бы, видя смертельную тя- жесть и нестерпимое бремя, под которым демон всегда во- дил и водит идолопоклонников в ад. И если это со стороны

демона, который об этом заботится и делает, великая жесто- кость, то со стороны Бога - справедливейшее позволение, ибо они не хотят руководствоваться светом разума, который Он дал им, и начинают в этой жизни страдать и испытывать часть адских мук, заслуживая их тягостным служением де- мону, соблюдая постоянно многие длинные посты, бдения и воздержания, принося невероятные жертвы и дары от сво- их трудов и владений, проливая постоянно собственную кровь с тяжелыми страданиями и ранами в своих телах и, что хуже и более тяжело, жертвуя жизнями своих ближних и братьев. И со всем этим демон никогда не насыщается и не удовле- творяется ни их муками и трудами, ни приведением их в ад, где вечные муки. Конечно, Бог легче смягчается и удовле- творяется меньшими муками и смертями, так как громким голосом говорит и приказывает великому патриарху Авраа- му, чтобы тот не простер руку отнять жизнь у своего сына, потому что решило