Стогов Илья

Священные письмена Майа

великих домов Кавека; Балам-Акаб был праотцем и отцом девяти великих домов Нимхаиба; Махукутах - праотец и отец четырех ве- ликих домов Ахау-Киче.

Существовало три объединения родов, и они никогда не забывали имя своего праотца и отца, тех, кто распростра- нялся и умножался там, на востоке.

Таким же образом пришли и люди тама и илока. С три- надцатью ветвями народов, тринадцатью из Текпана, при- шли они, а также люди Рабиналя, какчикели, люди из Ци- кинаха, а также закаха и ламак, кумац, тухальха, учабаха, люди из Чумилаха, люди из Кибаха, из Батенаба, люди акуль, баламиха, канчахель и балам-коль*.

1 Каха-Палуна - Вода, вертикально падающая сверху, Вода водопада, Чомиха - Прекрасная, избранная вода, Цунуниха - Вода колибри, Какишаха - Вода попугая.

2 Могущественные из Олимана. В Летописи какчикелей это племя упоминается под именем Тапку Оломан. Очевидно, имеется в виду племя оль- мека-шикаланка, жившее в южной части мексиканского штата Вера-Крус.

Племя киче делилось на три объединения родов (Кавек, Ниха или Ни хаиб и Ахау-Киче), возводивших себя к трем тольтекским предводителям:

Это только лишь главные племена, ветви народов, кото- рые мы упоминаем; мы будем говорить только об этих глав- ных. Многие другие еще пришли из каждой части главного населения, но мы не будем писать их имена. Они также ум- ножались там, на востоке.

Возникло великое число людей, и в темноте они множи- лись: не были рождены еще ни солнце, ни свет, когда они умножались. Они все жили вместе, существовали и блужда- ли там, на востоке.

И не было у них божества, которому они должны бы были приносить жертвенные дары и у которого искать покровитель- ства; они могли лишь поднимать свои лица к небу. И они не знали, почему они пришли так далеко, как это они сделали.

Там находились тогда в большом количестве черные лю- ди и белые люди, люди с разной внешностью, люди столь многих наречий, что удивительно было слушать их.

Разные люди существуют под небом; имеются люди пус- тынь, лица которых никто никогда не видит, которые не име- ют домов, они только блуждают, как помешанные, по малым горам и большим горам, поросшим лесами. Так рассказыва- ли те, кто презирал этих людей пустынь; так рассказывали те, кто сами были там, на востоке.

Все они имели только одно и то же наречие. Они не взы- вали ни к дереву, ни к камню, но они хранили в памяти сло- во Создательницы и Творца, Сердца небес и Сердца земли.

Баламу-Кице, Баламу-Акабу и Махукутаху. Племена там и илок, очевидно, еще до тольтекского завоевания жили вместе с киче, этим и объясняются их близкие отношения с киче. Племя цикинаха (или цутухили) жило в одноимен- ном поселении, находившемся на западном берегу озера Атитлан. Тринадцать племен из Текпана - это племена покомам н покончи. Племя рабиналем жи- ло около современного поселения Рабиналь, оно вошло затем в племенной со- юз какчикелей; племя баламиха - около современного поселения Баламйа в департаменте Чимальтенанго. Сказать что-либо определенное об упоминаю- щихся в этой главе других племенах, к сожалению, невозможно.

Вот таким образом они говорили, когда они хранили в сердцах мысль о наступлении зари. И они слагали свои мо- литвы, наполненные словами любви, полные любви, послу- шания и страха. Они поднимали свои лица к небу, когда про- сили себе дочерей и сыновей.

- О ты, Создательница, о ты, Творец! Посмотри на нас, внемли нам! Не прогоняй нас прочь, не устраивай нам препятствий, о божество, сущее в небесах и на земле, Серд- це небес, Сердце земли! Дай нам наших потомков, наше по- следование, пока будет двигаться солнце и будет свет. Пусть наступит заря, пусть придет день! Дай нам много хороших дорог, ровных дорог! Пусть у людей будет мир, много мира, и да будут они счастливы! Дай нам хорошую жизнь и полез- ное существование! О ты, Хуракан, Чипи-Какулха, Раша- Какулха, Чипи-Нанауак, Раша-Нанауак, Вок, Хун-Ахпу, Тепеу, Кукумац, Великая мать и Великий отец, Шпийакок, Шмукане, Праматерь солнца, Праматерь света, пусть на- ступит заря, пусть придет день.

Так говорили они, когда они высматривали и призывали, полные ожидания, восход солнца, наступление дня. И в то же самое время они выслеживали утреннюю звезду, вели- кую звезду, что движется перед солнцем. А солнце - по- жар, освещающий небеса и землю, - озаряет шаги людей, созданных и сотворенных.

Глава 4

И Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам сказали: Давайте спокойно подождем наступления дня! Так говорили эти великие умные люди, мудрецы, владыки страха перед богом и устроители жертвоприношений.