Стогов Илья

Священные письмена Майа

быть, это Тохиль и Авилиш, которые находятся здесь, среди нас? Это должны быть те, о ком заботятся владыки страха перед богом и устроители жертвоприношений. Где же находятся их дома? Давайте выследим их по их следам! - говорили люди всех племен.

Тогда они устроили между собою совет. Тогда они начали выслеживать отпечатки ног владык страха перед богом и устроителей жертвоприношений, но они были неясны. Там бы- ли только следы оленей, только следы ягуаров, вот что они видели, но следы были неотчетливые. Первые следы были неясны из-за того, что они были обращены в разные сторо- ны, так, как бывает, когда люди ходят заблудившись, и путь их был неясен. Образовался туман, выпал черный дождь, и образовалось много грязи. Начало моросить. Вот что лю- ди увидели перед собою. И их сердца стали усталыми от по- исков и преследования тех на дорогах, потому что велики были существа Тохиля, Авилиша и Хакавица. А предводи- тели киче удалились туда, на вершины гор, и расположились поблизости от тех племен, людей которых они убили.

Так началось похищение тех, кто служил жертвами, ког- да устроители жертвоприношений ловили на всех дорогах

людей из племен и приносили их в жертву перед Тохилем, Авилишем и Хакавицем; но своих собственных сыновей они поместили на вершине горы, в безопасном месте.

И вот Тохиль, Авилиш и Хакавиц имели внешность трех юношей и ходили благодаря чудодейственным свойствам кам- ня. Была там река, в которой они купались у берега воды, и только там можно было видеть их. Из-за этой причины это место было названо В купальном месте Тохиля и таким же было название реки. Люди из племен много раз видели их, но боги немедленно исчезали, как только были увидены людьми.

И тогда распространилась весть о том, где находятся Ба- лам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. И сразу же племена устроили совет относительно того, каким обра- зом предводители киче могут быть убиты.

Прежде всего племена хотели обсудить, каким образом подчинить себе Тохиля, Авилиша и Хакавица. И все влады- ки страха перед богом и устроители жертвоприношений, стоявшие во главе племен, сказали народу:

- Поднимитесь все вы, призовите каждого, пусть не будет ни одной семьи, ни двух семей среди нас, которые бы остались позади других.

Все собрались, они собрались все в большом числе и со- вещались друг с другом. И они говорили, спрашивая один другого:

- Что должны мы сделать, чтобы победить киче из до- ма Кавека? Потому что все наши знатные и сыновья умерщвляются, совершенно неизвестно, каким образом из- за них, предводителей киче, исчезают люди. Если мы долж- ны погибнуть по причине этих похищений, то да будет так! Если же могущество ТЪхиля, Авилиша и Хакавица так вели- ко, тогда пусть нашим богом будет этот Тохиль, овладейте им! Невозможно, чтобы они победили нас. Разве не доста-

точно еще людей среди нас? А ведь люди Кавека не много- численны, - так говорили они, когда собрались все вместе.

И тогда часть людей сказала, обратившись к племенам: Кто видел тех, кто купается в реке каждый день? Если они - Тохиль, Авилиш и Хакавиц, тогда сперва мы долж- ны подчинить своей власти их, а затем мы начнем уничто- жать владык страха перед богом и устроителей жертвопри- ношений.

Тогда часть людей заговорила снова и спросила:

- Но чем же мы сможем подчинить этих богов своей власти?

- Вот каков будет наш способ действий, чтобы стать их владыками. Так как они имеют внешность юношей, когда они появляются и когда их можно видеть в воде, пусть тогда две девушки, самые прекрасные и пленительные, пойдут туда и возбудят в них желание овладеть ими1, - сказали они.

- Очень хорошо! Пойдемте же и отыщем двух пре- красных девушек! - воскликнули они и отправились отыс- кивать таковых среди своих дочерей. И поистине ослепи- тельными были выбранные девушки.

Затем они начали давать девушкам наставления: Идите, наши дочери, поспешно идите стирать одежды у реки, и ес- ли вы увидите трех юношей, то предстаньте перед ними об- наженными. А если их сердца пожелают вас, то пусть они овладеют вами. Если же они скажут вам: Можем ли мы подойти к вам поближе? - тогда отвечайте им: Да будет так! И когда вас спросят: Откуда вы пришли, чьи вы до- чери? - если они это спросят, то отвечайте им: Мы доче-

1 В этом месте Пополь-Вух ясно выражено древнее представление, что божество имеет силу, только оставаясь девственным. При нарушении целомуд- рия бог теряет свою мощь и способность сопротивляться. Здесь племена на- деются, что после того, как боги овладеют девушками, они потеряют свою си- лу