Стогов Илья

Священные письмена Майа

ценой своих дочерей. Таким образом, они жили счастливо.

Впоследствии они прошли каждую из четырех частей го- рода; вот различные имена этих частей: Чи-Киш, Чи-Чак, Хуметаха, Кульба и Кавиналь. И они осматривали холмы и свои поселения и искали необитаемых мест, потому что все вместе они были теперь очень многочисленны.

Те, кто отправлялся на восток, чтобы получить знаки владык, были теперь мертвы. Они были уже старыми, когда прибыли в каждый из этих городов. Киче не при- выкли к различным местам, через которые они проходи- ли; они терпели много трудностей и печалей, и только после долгого времени предки и праотцы прибыли в свой город.

Вот имя поселения, в которое они пришли.

Глава 7

Чи-Исмачи - имя места их города, где они впоследст- вии поселились и где они обосновались. Там при четвертом поколении правителей они увеличили свою мощь и мололи свою известь и белую землю1.

Правили Коначе, Белехеб-Кех и Калель-ахау. Затем влады- чествовали повелитель Котуха и Истайуль, так звались они; это они были ax-попом и ах-попом-камха, правившими там, в Ис- мачи. Это был прекрасный город, которьй они там построили.

В Исмачи имелось только три великих дома. Тогда еще не было двадцати четырех великих домов; только три великих дома имелось у них: только великий дом Кавека, только ве- ликий дом во главе Нихаиба и, наконец, лишь великий дом Ахау-Киче. Только лишь двое из этих родов имели великие дома, украшенные изображениями змей; две ветви родов.

И жили они там, в Исмачи, с одной только мыслью2, без раздоров или недоверия; мирным было правление, они не имели ни ссор, ни раздоров, в сердцах их были только мир и счастье. Они не были ни завистливы, ни подозрительны в своих поступках. Могущество их было еще ограниченным; они не думали ни о своем возвеличении, ни о расширении сво- их владений. Когда они попытались сделать это, то они при- крепили в Исмачи щит, но только чтобы дать малый знак сво- его владычества, как малый символ своего могущества и символ своего величия. Видя это, люди илока начали войну; они хотели прийти и убить правителя Котуха, желая иметь вождя только из своего собственного племени. А относитель- но владыки Истайуля - они хотели наказать его, чтобы он был наказан и убит людьми илока. Но их злые намерения про-

1 То есть строили каменные здания при помощи извести.

2 То есть жили без разногласий, имели единое общее мнение.

тив правителя Котуха не имели успеха, потому что он напал на них прежде, чем люди илока были в состоянии убить его.

Таково тогда было начало восстания и разногласий вой- ны. Сначала они атаковали город и пришли убивать. Они хотели уничтожить народ киче, они хотели править одни, в этом было их намерение. Но они пришли только для того, чтобы умереть, они были схвачены и попали в плен, и было мало среди них, кто спасся бегством.

Немедленно после этого начались жертвоприношения; люди илока были принесены в жертву перед богом. Таково было наказание за их грехи по приказанию правителя Коту- ха. Многие из них попали также в рабство и зависимость, были сделаны рабами. Они пришли только для того, чтобы отдаться побежденными, потому что они подняли преда- тельскую войну против владык и против города ущелий. Разрушить город и уничтожить народ киче и их повелите- ля - вот чего они желали в своих сердцах, - но не удалось им осуществить этот замысел.

Таким образом начались человеческие жертвоприноше- ния перед богами, когда разразилась война щитов. Эта вой- на была причиной того, что они начали строить укрепления вокруг города Исмачи.

С этой поры началось и зародилось их могущество, пото- му что владения повелителя киче были действительно боль- шими. Правители были во всех отношениях изумительными повелителями; не было никого, кто мог бы властвовать над ними; не было никого, кто смог бы унизить их. И в то же са- мое время они были строителями величия царства, которое они основали там, в Исмачи.

Там увеличился почтительный страх перед богом, они бы- ли воодушевлены благоговением, а все племена, большие племена и племена малые, были исполнены страха, потому что они видели прибытие пленных, которых приносили

в жертву и убивали из-за мощи и величия повелителя Коту- ха, повелителя Истайуля и людей Нихаиба и Ахау-Киче.

Имелось только три ветви родов киче там, в Исмачи, как назывался этот город. Там же они начали устраивать пиры и неистовства из-за своих дочерей, когда женихи приходили просить их в брак. Там собирались эти три великих дома, как они себя называли, там они пили свои напитки, и там они пожирали