Стогов Илья

Священные письмена Майа

у тех, которые были большими, не совершили ли они греха или нечистого прикосновения; если они это со- вершили, они признавались им и их отделяли от других.

Сделав это, жрец приказывал людям замолчать и сесть и начинал благословлять детей со многими молитвами и по- свящать их кропилом с большой торжественностью. Окон- чив свое благословение, он садился, и вставал распоряди-

тель, которого отцы детей выбирали для этого праздника, и с костью, которую ему давал жрец, шел к детям и прика- сался ко лбу каждого девять раз костью. Затем он смачивал ее в сосуде с водой, который держал в руке, и смазывал им лоб, черты лица и между пальцами ног и рук, при всем этом не говоря ни слова1. Эту воду они делали из определенных цветов и из какао, размоченного в девственной воде, как го- ворили, взятой из углублений деревьев или камней в лесах. Когда было окончено это помазание, вставал жрец и снимал у них с головы белую ткань и другие, которые у них были на- кинуты на плечи, где каждый носил небольшую связку очень красивых перьев птиц и несколько зерен какао. Все это соби- рал один из чаков. Затем жрец отрезал у детей каменным но- жом штуку, которую они носили прикрепленной к голове. По- сле этого шли все остальные помощники жреца с пучками цветов и трубкой, которую индейцы употребляют для курения, прикасались девять раз каждым из этих предметов к каждому ребенку и затем давали ему понюхать цветы и потянуть из трубки. Затем собирали подарки, которые приносили матери, и давали немного каждому ребенку, чтобы съесть там, ибо по- дарки были съестные. Брали хороший сосуд с вином и тотчас же приносили его в жертву богам и с набожными мольбами просили их принять этот маленький дар от этих детей. Позвав другого служителя, который им помогал и которого они назы- вали кайом, они давали ему сосуд, чтобы он выпил его. Он де- лал это без отдыха, ибо, говорят, это было бы грехом.

1 В Сообщении из Мериды говорится: Они крестили следующим об- разом: старший жрец идолов брал воду и бросал в нее кое-какие цветы, гово- рил над ней некоторые слова, мочил палку и касался ею лба, глаз и лица, го- воря трижды: ах! ах! ах!. Это означает, кажется, оживи! или проснись!. Некрещеным нельзя было вступить в брак или стать жрецом, и если кто-либо умирал без крещения, они считали, что таковой будет испытывать больше му- чений в аду, чем крещеный.

Сделав это, они отпускали первыми девочек. Матери снимали с них сначала шнур, который они носили прежде обвязанным вокруг талии, и раковину, которую они носили в знак чистоты. Это было как бы разрешением уже выйти замуж, когда пожелают отцы. После того как мальчики ос- тавались одни, пришедшие отцы шли к груде накидок, кото- рые они принесли, и делили их собственноручно между при- сутствующими и служителями. Затем они оканчивали праздник обильной едой и питьем. Они называли этот празд- ник Эм Ку, что означает нисхождение бога. Тот, кто по- будил его устроить и нес расходы, кроме трех дней поста, которые он соблюдал, постился еще девять дней, и это они делали неукоснительно.

ИСПОВЕДЬ, СТАТУИ БОГОВ, ЖРЕЧЕСТВО

Юкатанцы, конечно, знали, когда они поступали дурно, и так как они верили, что дурные поступки и грехи причиня- ют им смерть, болезни и страдания, у них был обычай испо- ведоваться, существовавший у них еще до христианизации. Таким образом, когда из-за болезни или по другому случаю они были в опасности умереть, они исповедовались в своих грехах, а если были небрежны, то им напоминали ближайшие родственники или друзья. Тогда они публично рассказывали свои грехи; если там был жрец, - то ему, без него - отцам и матерям, жены - мужьям, а мужья - женам.

Грехи, в которых они обычно каялись, были: кража, чело- векоубийство, плотский грех и лжесвидетельство. После этого они считали себя в безопасности, и часто, если избега- ли опасности, были раздоры между мужем и женой из-за несчастий, которые с ними случались, и с теми, которые их причинили.

Они исповедовались в своих слабостях, кроме тех, кото- рые они совершили со своими рабынями, так как они гово- рили, что законно употреблять свои вещи по желанию. Грех помышлением не исповедовали, хотя считали дурным; в сво- их советах и проповедях они советовали избегать его.

Посты, которые они главным образом соблюдали, были: воздержание от соли в тушеном мясе и от перца, что им тя- жело, и они воздерживались от женщин перед всеми своими праздниками.

Овдовевшие не вступали в брак один год, чтобы не знать мужчины или женщины в это время, и тех, которые этого не соблюдали, считали нескромными