Стогов Илья

Священные письмена Майа

этой провинции восстали, испанцы написали вице- королю дону Антонио, что они восстали из любви к братьям. Вице-король сделал расследование и заверил, что во время восстания братья еще не прибыли в эту провинцию. Они на- блюдали по ночам за братьями, к соблазну индейцев, разуз- навали о их жизни и лишали их милостыни.

Братья, видя опасность, послали к наиболее достойному судье Серрато, президенту Гватемалы, одного монаха, чтобы дать ему отчет в том, что происходит. Тот, видя беспорядок и нехристианское поведение испанцев, которые взимали нало- ги неограниченно, какие могли, без приказания короля, и сверх того использовали личную службу для всех видов работ, вплоть до отдачи индейцев внаем для переноски тяжестей, установил определенный налог, достаточно большой, но тер- пимый. Он определил, на что индеец имел право после уплаты

1 По словам Торкемады, индейцы считали слова молитвы, которую учили, с помощью камешков или зерен кукурузы, кладя по камешку после каждого слова или выражения. Очевидно, Вильяльпандо пользовался этим же способом.

дани своему владельцу, чтобы испанец не мог себе присвоить всего целиком. Они обжаловали это и, опасаясь установления налога, собирали с индейцев еще больше, чем прежде.

Братья обратились в Аудиенцию и послали гонца в Испа- нию. Они добились того, что Аудиенция Гватемалы послала аудитора, который установил налог в стране и отменил лич- ную службу. Он обязал некоторых испанцев жениться, ли- шив их домов, которые у них были полны женщин. Это был лисенсиат Томас Лопес, родом из Тендильи. По этой причи- не они еще более возненавидели братьев, писали на них кле- ветнические пасквили и перестали слушать их мессы.

Из-за этой ненависти индейцы относились очень хорошо к братьям, видя труды, которые они совершали без какой- либо заинтересованности, чтобы дать им свободу. Они даже не делали ничего без участия братьев или без их совета. Это дало повод испанцам говорить с завистью, что братья дейст- вовали таким образом, чтобы управлять Индиями и пользо- ваться тем, чего они лишились.

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ИНДЕЙЦЕВ

Пороками индейцев были идолопоклонство, развод, пуб- личные оргии, купля и продажа рабов. Они начали ненавидеть братьев, отговаривающих их от этого. Но кроме испанцев бо- лее всего неприятностей, хотя и тайно, монахам причиняли жрецы, которые потеряли свою службу и доходы от нее.

Способ, который употреблялся, чтобы просветить индей- цев, заключался в том, что собирали маленьких детей сень- оров и людей наиболее знатных и помещали их около мона- стырей в домах, которые каждое поселение строило для своих и где жили все вместе уроженцы каждой местности. Их отцы и родственники приносили им еду.

Вместе с этими детьми собирались те, которые обраща- лись в христианство, и благодаря этим частым посещениям многие с большим благочестием просили крещения. Эти де- ти после обучения имели заботу уведомлять братьев о идо- лопоклонстве и оргиях. Они разбивали идолов, даже при- надлежавших их отцам. Они учили разведенных женщин и сирот, если их делали рабами, жаловаться братьям, и, хо- тя им угрожали свои, они от этого не унимались, отвечая, что делают им честь, так как это было для блага их душ.

Аделантадо и королевские судьи всегда назначали фискалов для братьев, чтобы удерживать индейцев в христианстве и на- казывать тех, кто возвращался к прежней жизни. Сеньоры вначале неохотно отдавали своих детей, полагая, что их хотят обратить в рабство, как это делали испанцы. По этой причине многие давали детей рабов вместо своих сыновей. Но, поняв в чем дело, они стали давать охотно. Таким образом юноши сделали такие успехи в школах, а остальные люди в христиан- ском учении, что это было дело, достойное удивления.

Монахи научились читать и писать на языке индейцев и со- ставили такую грамматику, которая изучалась как латинская. Оказалось, что они не употребляют шесть наших букв, а имен- но: D, F, G, Q, R, S, в которых не было никакой надобности. Но они принуждены были удваивать и добавлять другие, что- бы различать разные значения некоторых слов, ибо па означа- ет открывать, а ппа (сильно сжимая губы) означает разби- вать; тан - известь или пепел, а тан, произносимое с силой между языком и верхними зубами, означает слово или говорить, и так же в других словах. Так как на этот предмет у них были различные дополнительные знаки, не бы- ло необходимости изобретать новые фигуры букв, но доста- точно было использовать латинские как общие для всех.

Дано было также распоряжение, чтобы они оставили свои обиталища в лесах и