Стогов Илья

Священные письмена Майа

до нас дошло лишь около полутора десятков таких манускриптов. Изве- стны также иероглифические надписи на глиняных сосудах и камен- ных стелах. Отнюдь не все из них сегодня расшифрованы.

Четыре сохранившиеся рукописи майя были расшифрованы отече- ственным исследователем Юрием Кнорозовым. Все они являются чем-то вроде требников индейских жрецов, пособиями по проведению ритуалов и гаданий. Вот, например, отрывок из древнейшей Дрез- денской рукописи:

13. Принимает жертву бог смерти Маш, грозящий гибелью, подстерегают беды. 2 дня до IV числа.

14. Принимает жертву бог-ягуар Чак-Болай ныне при посещении, питающийся семенами. 3 дня до IX числа.

В этих же рукописях имеются тексты по астрономии и астрологии: таблицы движения Марса и Венеры, указания на потоки метеоритов и затмения.

В первые века нашей эры культура майя переживала расцвет. В го- родах Тикале и Сайта-Роса-Штампаке строятся пятиэтажные двор- цы знати. В своих обсерваториях жрецы майя вычисляют продолжи- тельность солнечного года с точностью, превосходящей тот календарь, которым сегодня пользуемся мы. Ими изучаются медицина, метеоро- логия, география, история, сейсмология.

Однако к IX веку нашей эры все это осталось позади. Некогда цветущие города майя пустеют, становясь местами пышных захоро- нений.

Приблизительно полтора тысячелетия назад Центральная Амери- ка переживает свое Великое переселение народов. Северные дика- ри-кочевники просачиваются к югу и постепенно сметают древние очаги культуры. Старое жречество исчезает, а вместе с ним исчезают точный календарь и сложная система научных знаний. Жизнь упро- щается и милитаризируется. Всю полноту власти захватывают воен- ные вожди и объединения прославленных воинов.

Пришельцы приносят с собой новые кровавые культы и ритуалы. Появляются культово-военные союзы. Один из них был связан с бо- жествами ночи, его участники носили костюмы ягуаров. Другой был посвящен Солнцу, его участники появлялись в обличье орла.

Именно в этот период возникает идея о необходимости поддержи- вать жизнь богов человеческой кровью. Особенно важно было корм- ление бога Солнца. Без человеческих жертв он не мог бы совершать каждодневный путь по небу. В связи с этим возрастает роль воинов, добытчиков пленных - источника пищи для божеств.

Еще от древних майя дошли рельефы, изображающие ритуальные кровопускания владык. Однако теперь важной признается не только кровь правителей, но и вообще человеческая кровь. Так, например, во время солнечных затмений сапотеки приносили в жертву карликов, считавшихся детьми Солнца.

Вся скульптура этого периода была связана с культом человечес- ких жертвоприношений. Гигантская, украшенная рельефами стела, широко известная сегодня как Камень Солнца, на деле являлась темалакатлем - жертвенником, на котором разыгрывалось риту- альное убийство безоружного пленника воинами-орлами.

Даже бытовые на первый взгляд предметы имели культовое назна- чение. Каменный сосуд в виде лежащего ягуара был предназначен от- нюдь не для воды, а для хранения сердец принесенных в жертву лю- дей. На его дне, невидимом человеческому оку, но открытом божествам преисподней, был помещен рельеф, изображающий владык Кецалькоатля и Тескатлипоку в момент сотворения ими существую- щей Вселенной.

Около полутора веков назад в мексиканском селении Цитбальче была обнаружена рукопись некоего Ах-Бама, потомка майяского чи- новника. Сборник носит название Книга танцев древних людей, ко-

торые исполнялись здесь, в селениях, до прихода белых. В конце за- главия указывается, что составлена она была в 1440 году, то есть поч- ти за столетие до появления на Юкатане белых.

Песня, открывающая сборник, посвящена обряду школомче. Сперва описываются стройные ряды сильных юношей, вступающих на центральную площадь, чтобы показать свою ловкость и искусство в стрельбе. Посередине площади находится каменная колонна, к ко- торой привязан мужчина. Тело его раскрашено синей краской - цвет жертвы. Он весь засыпан благоухающими цветами.

Следующий куплет обращен к связанной жертве:

Смягчи свою душу, прекрасный муж, ты отправляешься на не- бо, чтобы увидеть лицо твоего отца (бога Солнца). Тебе не надо возвращаться сюда, на Землю, в облике маленького колибри или прекрасного оленя, ягуара или фазаненка. Обрати душу и мысли исключительно к своему отцу. Не бойся, нет плохого в том, что тебя ожидает!

В следующем куплете описывается прибытие на площадь должно- стных лиц селения. Затем следует новое обращение к пленнику:

Смейся, хорошенько смягчи свою душу, потому что