Стогов Илья

Священные письмена Майа

дом.

1 Правитель, царь; буквально владеющий циновкой, т. с. имеющий пра- во сидеть на совете старейшин.

1 Второе по значимости лицо в государстве, предназначенное наследовать

3 Жрец Тохнля. 1 Жрец Кукумаца.

Глава 9

Вот таким образом образовалось число двадцати четырех владык, и соответственным образом появилось двадцать че- тыре великих дома. Тогда росло величие и могущество сы- нов киче, возрастало и крепло величие и значение державы киче. И они построили из камня и извести города, окружен- ные ущельями.

Тогда малые племена и великие племена сходились туда, привлекаемые именем повелителя. Киче возрастали, тогда увеличивалась их слава и величие, тогда они воздвигли жили- ща для своего божества и дома для своих владык. Но они са- ми, впрочем, не утруждали себя никакой работой, не они это делали, не они сооружали свои дома или работали над воз- движением дома для божества; все это было сооружено их сыновьями и подданными, которые постоянно росли в числе.

И они вовсе не обманывали их, не грабили их, не схваты- вали их силой, потому что каждый из них принадлежал вла- дыке по праву, и много было их старших и младших братьев. Они жили вместе, и они собирались вместе, чтобы слушать приказания каждого из владык.

Владыки были поистине почитаемы, и поистине велико было их могущество. И сыновья и подданные соблюдали дни рождения владык с большим почтением, а жители уще- лий1 и города увеличивались в числе.

Но это случилось не потому, что все племена подчини- лись, и не потому, что жители ущелий и поселений пали в битве, нет, наоборот, они возрастали из-за чудесной силы владык, повелителя Кукумаца и повелителя Котуха. Куку- мац был поистине чудодейственным повелителем. За семь дней он поднимался на небеса, и за семь дней он спускался

1 То есть местностей, окружающих город.

вниз, в Шибальбу. Семь дней он пребывал в личине змеи, в действительности становился пресмыкающимся; на семь других дней он превращался в орла, на семь других дней он становился ягуаром; и его вид был действительно видом ор- ла и ягуара. В другие семь дней он превращался в свернув- шуюся кровь и был лишь застывшей кровью.

Природа и дела этого повелителя были поистине чудес- ны, и все владыки других племен были исполнены перед ним страха. Слухи о чудесной природе повелителя распростра- нились всюду, и все владыки поселений слышали их. И это было началом величия киче, когда повелитель Кукумац про- явил эти знаки своей мощи. Его сыновья и его внуки никог- да не забывали о нем в своем сердце. А он совершал это не для того, чтобы проявить себя необычайным повелителем, он сделал это, чтобы господствовать над всеми поселения- ми, чтобы показать, что только он единственный призван быть вождем народа.

Поколение чудодейственного правителя по имени Куку- мац было четвертым поколением правителей, а Кукумац был неоспоримым ax-попом и ах-попом-камха.

Они оставили преемников и потомков, которые управля- ли и возвеличивались и тоже порождали детей; и эти их сы- новья свершили многие дела. Были порождены Тёпепуль и Истайуль, правление которых было пятым поколением по- велителей. Таким образом, каждое из поколений этих вла- дык имело свое продолжение в сыновьях.

Глава 10

Здесь следуют имена шестого поколения повелителей. Было два великих повелителя, первый звался Как-Кикаб, а другой - Кависимах. Кикаб и Кависимах совершили вели-

кие дела и возвеличили имя киче, потому что они были во- истину чудодейственной природы.

И вот они опустошали равнины и города малых племен и больших племен; они рассеивали повсюду жителей побли- зости и вдали от городов, которые некогда стояли здесь. Это была страна какчикелей, теперешняя Чувила, и страна лю- дей Рабиналя, Памака, страна людей каоке, Сакабаха, и го- род людей Сакулеу, города Чуви-Микина, затем Шелахух, Чува-Цак и, наконец, Цолохче1.

Эти народы ненавидели Кикаба. Он начал против них вой- ну и действительно завоевал и разрушил поля и поселения лю- дей Рабиналя, какчикелей и людей Сакулеу. Он пришел и за- воевал все эти племена, и воины Кикаба пронесли свое оружие в различные части страны. Если то или другое племя не прино- сило дани, то воины киче нападали на их поселения и они были принуждаемы приносить свою дань Кикабу и Кависимаху.

Они, эти народы, стали рабами, они были ранены копья- ми, и они были убиты стрелами, привязанные к деревьям2, не было для них уже более славы; они не имели более мощи.

1 Чувила ( Среди зарослей крапивы) - современный город Чичикасте- нанго. Памака - современная Сакуальпа, около горной цепи