Стогов Илья

Священные письмена Майа

Бакаба, которого другими именами называют Хобниль, Каналь Бакаб, Кан Па- вах Тун, Кан Шиб Чак. Ему приписывали южную сторону.

Вторая буква есть Мулук. Они обозначали ею восток, и ее год имел предзнаменование Бакаба, которого называют Кан Цик Наль, Чакаль Бакаб, Чак Павах Тун, Чак Шиб Чак.

1 Бакабы - боги дождя и ветра.

1 Майя считали, что до современной эпохи мир пережил несколько по- топов.

Третья буква есть Иш. Ее год имел предзнаменование Бака- ба, которого называют Сак Кими, Сакаль Бакаб, Сак Павах Тун, Сак Шиб Чак; они приписывали ему северную сторону.

Четвертая буква есть Кавак. Ее год имел предзнаменование Бакаба, которого называют Хосан Эк, Экель Бакаб, Эк Па- вах Тун, Эк Шиб Чак. Ему приписывали западную сторону1.

Какой бы ни был праздник или торжество, которое этот народ устраивал своим богам, всегда начинали с изгнания демона, чтобы лучше его справить. Изгоняли его в одних случаях молитвами и благословениями, которые имелись для этого, в других - обрядами и жертвами, которые делали с этой целью. Чтобы отпраздновать торжество своего ново- го года с большим весельем и большим достоинством, по их жалкому мнению, этот народ избрал пять роковых дней; они считали таковыми дни перед первым днем нового года и во время их они совершали большие обряды упомянутым Бака- бам, а затем демону, которого они называли другими че- тырьмя именами, как и Бакабов, а именно: Кан-у-Вайеяб, Чак-у-Вайеяб, Сак-у-Вайеяб, Эк-у-Вайеяб. Закончив эти обряды и праздники и прогнав от себя, как мы увидим, де- мона, они начинали свой новый год.

ГОД СО ЗНАКОМ КАН

По обычаю, во всех селениях Юкатана были сделаны два кургана из камня, один напротив другого, у входа в селение, со всех четырех сторон селения, а именно: с восточной, запад- ной, северной и южной, чтобы справлять два праздника роко- вых дней, что они делали каждый год следующим образом.

Различие между Бакабами, Павахтунами и Чаками установить трудно. Предполагают, что Павахтуны - боги ветра, Чаки - боги дождя.

В год, воскресная буква которого была Кан, знамением был Хобниль; по их словам, они оба царствовали на юге. В этот год они делали изображение или полую фигуру из гли- ны демона, которого они называли Кан-у-Вайеяб, и относи- ли его на курганы из сухого камня, которые были сделаны в южной стороне. Избирали князя селения, в доме которого справлялся в эти дни праздник. Чтобы справить его, они де- лали статую демона, которого называли Болон Цакаб, и по- мещали ее в доме князя, выставляя в общественном месте, чтобы все могли подойти.

Сделав это, сеньоры, жрец и мужчины селения собира- лись и по чистой, украшенной арками и зеленью дороге шли все вместе с большим благочестием до места курганов из камня, где находилась статуя. Когда подходили к ней, жрец кадил 49 зернами размолотой кукурузы, смешанной с куре- нием, и они это клали в жаровню демона и кадили ему. Они называли одну размолотую кукурузу саках1, а курение сень- оров чахальте. Они кадили изображению, обезглавливали курицу и подносили, или жертвовали, ее.

Сделав это, они помещали изображение на жердь, назы- ваемую канте, поставив ему на плечи ангела в знак воды и того, что этот год должен быть хорошим. Этих ангелов они рисовали и делали ужасными. И так они относили статую с большим ликованием и танцами в дом князя, где находи- лась другая статуя бога Болон Цакаб. Из дома этого князя выносили сеньорам и жрецу на дорогу напиток, сделанный из 415 зерен поджаренной кукурузы, который они называ- ют пикула-к акла, и его все пили.

Войдя в дом князя, они помещали это изображение напро- тив статуи демона, которая там находилась, и подносили ему

1 Саках - жертвенный напиток из кукурузы; в данном случае, по-види- мому, имеется в виду молотая кукуруза, смешанная с копалом.

много даров из кушаний и напитков, из мяса и рыбы; эти да- ры разделялись между чужестранцами, которые там присут- ствовали, а жрецу давали ляжку оленя. Некоторые пролива- ли кровь, надрезывая себе уши и смазывая ею бывший там камень демона Каналь Акантун. Делали сердца из хлеба и другой хлеб с семенами тыквы и подносили их изображению демона Кан-у-Вайеяб. Таким образом они чествовали эту статую и изображение в роковые дни и кадили им своим ку- рением и размолотой кукурузой, смешанной с курением.

Они были уверены, что если не сделают эти церемонии, то станут жертвами определенных болезней, которые имеют власть над ними в этом году. Когда роковые дни проходили, они переносили статую демона Болон Цакаб в храм, а изо- бражение в восточную сторону, чтобы идти за