Стогов Илья

Священные письмена Майа

Но где теперь они, когда насту- пила заря? - так говорили они, обращаясь к владыкам страха перед богом, устроителям жертвоприношений из пле- мени каки.

- Ведь тот, кто называется Тохилем, является тем же самым богом йаки, и имя его - Иолькуат Кицалькуат.

- Мы получили его в Тулане, в Суйва, с ним оттуда мы вышли, и там был создан км наш род, когда мы вышли, - так говорили они друг другу.

И они живо вспоминали своих старших братьев и своих младших братьев, людей йшш, к которым заря пришла туда, в страну, называемую теперь Мексикой. Кроме того, часть людей осталась там, на востоке; они называются тепеу-оли- ман. Мы потеряли их навсегда, - говорили они.

Они чувствовали большую печаль в своих сердцах там, в Хакавице; огорчены также были и люди из тама и илока, ко- торые также находились там, в лесу, называемом Амак-Дан, где взошла заря для владык страха перед богом и устроителей жертвоприношений тама, вместе со своим богом, который так- же звался Тохиль, потому что у трех ветвей народа киче бы- ло одно и то же имя бога. И такое же имя имел и бог людей Рабиналя, потому что мало разницы между именем Тохиль и именем Хун-Тох, как называется бог людей Рабиналя. Из- за этой причины - так говорится - они желали приравнять свое наречие к наречию киче.

Речь же какчикелей, однако, отлична от них, потому что имя их бога звучит по-иному еще с тех пор, как они пришли оттуда, из Тулан-Суйва. Цоциха-Чималькан было имя их бога; и по сей день они говорят на отличном от киче языке.

И от их бога также произошли имена родов Ах-Поцоциль и Ах-Пошахиль, как они называются.

Речь бога также изменилась с тех пор, как они получили своего бога там, в Тулане, около камня; их речь изменилась, когда они ушли из Тулана в темноту.

Они были все вместе, когда наступила для них заря и за- сиял свет над всеми племенами, но имена божеств остались в каждой группе теми же самыми.

Глава 10

А теперь мы расскажем об их пребывании и промедлении там, на горе, где четверо, именуемые Балам-Кице, Балам- Акаб, Махукутах и Ики-Балам, находились вместе. Их серд- ца печалились по Тохилю, Авилишу и Хакавицу, которые по их вине все еще находились среди ползучих растений и мхов.

Мы расскажем теперь, как они решили совершать Тохилю жертвоприношения, когда они появились перед Тохилем и Авилишем. Они отправились посмотреть их, они отправи- лись приветствовать их и воздать пред их лицами благодар- ность за наступление зари. Боги же блистали среди скал там, в лесных зарослях. И благодаря своему магическому искус- ству говорили они, когда владыки страха перед богом и уст- роители жертвоприношений появились перед лицом ТЪхиля.

Они не принесли с собою больших даров или необычай- ных благовоний; только сосновую смолу, а также смолу, на- зываемую рачак-нох, и траву по имени йиа сожгли они перед своими богами.

Тогда Тохиль заговорил благодаря чудодейственной силе; он сообщил владыкам страха перед богом и устроителям жертвоприношений предначертания богов. И вот что боги сказали:

- Поистине здесь будут наши горы и наши долины, И мы полностью принадлежим вам! Велика будет наша сла- ва и судьба над всеми многочисленными людьми. Вашими же будут все отдавшиеся в ваши руки племена, потому что мы будем всегда с вами. Заботьтесь о вашем городе, а мы будем давать вам советы.

- Не показывайте нас перед племенами, когда мы бу- дем разгневаны словами, идущими из ртов их, или их по- ступками и поведением. И не давайте нам впасть в какую- нибудь западню. Приносите нам только создания лесов, создания пустынь, только самку оленя и самок птиц. При- ходите и приносите нам немного вашей крови, имейте к нам жалость. Вы можете иметь шкуры оленей и оберегать нас от тех, чьи глаза вводят нас в заблуждение.

- Итак, пусть шкура оленя будет нашим символом, ко- торый вы будете показывать перед племенами. Когда спро- сят у вас: Где Тохиль? - покажите оленью шкуру перед их глазами. И не показывайтесь им сами, потому что вы бу- дете иметь другое, что делать. Велико будет ваше положе- ние; вы будете главенствовать над всеми племенами; вы при- несете их кровь и их сущность пред наши лица. Они должны прийти к нам, принадлежать полностью нам, обнять нас! - Так говорили Тохиль, Авилиш и Хакавиц.

Они, боги, имели внешность юношей, когда те, кто явил- ся возжечь пред их лицами курения, увидели их. Тогда нача- лось преследование птенцов всех птиц и молодых оленей, и владыки страха перед богом и устроители жертвоприно- шений устроили поиски. И когда они находили птенцов и молодых оленей, они сразу же отправлялись