Стогов Илья

Священные письмена Майа

росла их самостоятельность

от повелителей, когда они приходили отдавать всех своих пленных и заложников.

После этого властители собрались на совет - ах-поп, ах-поп-камха, калель и ах-цик-винак, - и вот что они ре- шили:

- Давайте предоставим почетные звания первым из тех, кто находится там и несет знаки родов; пусть они будут допущены к этому! Я все же остаюсь ax-попом! А я - ах- попом-камха! Достоинство ax-попа, которое я имею сам, должны иметь и они. И твои, о ахау-калель: достоинство ка- леля должно быть и для них! - так говорили все правите- ли, когда они совещались на совете.

Люди тама и илока поступили точно таким же образом; равными по положению были три ветви киче, когда они впервые назвали своих сыновей и данников предводителями и сделали их знатными. Вот что было исходом этого совета. Но они не были сделаны предводителями здесь, среди киче. Гора, где Сыновья и данники были сделаны впервые предво- дителями, имела свое имя; после того как они были все по- сланы каждый к своей местности, они все затем сошлись в одном и том же месте. Шебалаш и Шекамаш - вот на- звания гор, где они были сделаны предводителями и где они получили свои почетные звания. Это случилось в Чулимале.

Вот таким-то образом произошло наименование, возвы- шение и отличие двенадцати калелей, двенадцати ах-попов, какие получили эти почетные звания, благодаря пожеланию прежних ax-попа и ах-попа-камха, калеля и ах-цик-винака. Все новые капели и ax-попы получили знаки своего досто- инства, а также и одиннадцать ним-чокохов, калель-ахау, калель-сакик, калель-ачих, ах-поп-ачих, ахцалам-ачих1,

1 Ахцалам, Мастер доски, постройки - почетное звание у киче; воз- можно, лицо, наблюдавшее за постройкой храмов и общественных здании.

цам-ачих, - вот почетные звания, которые получили вои- ны, когда достоинства и отличия были распределены среди них, когда они находились на своих тронах и на своих сиде- ньях, будучи первыми сынами и данниками народа киче, их лазутчиками, их разведчиками, лучниками, пращниками, стенами, дверями, укреплениями и крепостями киче.

Совершенно таким же образом поступили и люди тама и илока; они наименовали и сделали знатными первых сыно- вей и данников, которые находились в различных местностях.

Вот таковым было происхождение калелей и ах-попов, тех званий, которые сохраняются и теперь в каждой из этих местностей. Вот каким образом были созданы их звания; ах- попом и ах-попом-камха, калелем и ах-цик-винаком были они созданы, наподобие их званий.

Глава

11Теперь мы расскажем о жилище бога. Этому жилищу было дано то же самое имя, что и богу. Великое здание Тохиля было именем храма ТЪхиля, принадлежавшего людям Кавека, в котором жилТохиль. Авилиш было имя храма Авилиша, принадлежавшего людям Нихаиба, в котором жил Авилиш, и Хакавиц было имя храма бога людей Ахау-Киче.

Цутуха, здание, которое можно было увидеть в Кахба- ха1, было именем другого большого здания, в котором нахо- дился камень, почитавшийся всеми владыками киче; он по- читался также и всеми завоеванными племенами.

Люди приносили сперва свои жертвоприношения Тохи- лю, а затем шли отдать почести ax-попу и ах-попу-камха.

1 Кахбаха - поселение около реки Лакандон, современный поселок Сак- кабаха-Сан-Андрес.

Тогда они отправлялись принести свои драгоценные перья и свою дань перед повелителем. А повелителями, о которых они заботились и за которыми они ухаживали, были ах-поп и ах-попКамха, основавшие их поселения.

Великими владыками и чудодейственными людьми были изумительные повелители Кукумац и Котуха, а также изу- мительные повелители Кикаб и Кависимах. Они знали, бу- дет ли война, и все было ясно перед их взорами; они видели, будет ли смерть или голод, будут ли какие-нибудь споры. Они поистине хорошо знали, где можно все это было уви- деть, где была книга, которую они называли Пополь-Вух.

Но не этим только, не таким только образом было вели- ко положение владык; великое значение имели также и их посты. И это совершалось в признание того, что они были созданы, в признание того, что им были даны их дворцы и царствование. Они постились долгое время и совершали жертвоприношения пред лицом своего божества.

Вот как они постились: постилось девять человек, а де- вять других совершали жертвоприношения и сожигали бла- говония. Тринадцать человек еще постились, а еще другие тринадцать совершали приношения и сожигали благовония перед лицом Тохиля, И пока они находились пред своим бо- гом, они питались только фруктами, только плодами тулуль, ахаче и кином. И они не могли съесть