А. Панов

Школа сновидений (Часть 1)

совершается не нашим физическим телом, и уж совершенно точно оно не совершает¬ся напряжением головы или глаз, —это нонсенс. Физическое тело, какими бы техниками сновидения вы ни пользовались, не должно быть напряжено при этом.

Очень распространенная ошибка, совершаемая при так на¬зываемых «концентрациях» чего бы то ни было на чем бы то ни было, заключается в непонимании того, что необходимо кон¬центрировать волю, а не сознание.

Сознание при этом должно максимально расширяться, а не сужаться. И совершается это не напряжением, допустим, глаз¬ных мышц и безотчетным сжиманием кулаков, а пробуждением наших энергетических аспектов.

3) Третью группу составляют нарушения, обусловленные собственно неправильными приемами практики.

Сюда во-первых, следует отнести чрезмерное увлечение практикой сновидения в ущерб целостности нашего сознания. «Бегство в сон» вызывается, к сожалению, далеко не познава¬тельными мотивами, а неудовлетворенностью своей повседнев¬ной жизнью, страхом перед этой жизнью и бессилием изменить что-либо в своей судьбе, — т.е. потаканием жалости к самому себе. Еще одной предпосылкой бегства от действительности может быть неверное понимание ценности сновидческой жиз¬ни и деятельности. В связи с этим необходимо постоянно по¬мнить, что сновидения не имеют никакой ценности без второй половины нашего сознания, которая отвечает за трезвость и безупречность в повседневном мире. Ценна толь¬ко целостность. Ни разум, взятый в отдельности, ни глубочайшая интуитивная сторона в отдельности не могут изменить ничего в нашей судьбе.

«Бегство в сон», в силу вызываемого им непропорциональ¬ного развития интуитивной стороны, производит целый набор неприятнейших психических состояний и синдромов, назван¬ный одним из исследователей «вспучивание левой стороны и депрессивные танцы на грани расщепления». Этот синдром проявляется как нарастающая угрюмость, обесцвечивание ра¬дости от общения с повседневным миром и потеря интереса к нему, необъяснимые дискомфортные душевные состояния, странные чужеродные мысли и оттенки восприятия, общая вялость, переходящая в пассивное бессилие, навязчивая фик¬сация внимания на угрожающей и безжизненной стороне мира, собственно депрессия с клиническими ее проявлениями.

Чтобы предотвратить возникновение синдрома «вспучива-ния левой стороны и депрессивных танцев на грани расщепле¬ния», необходимо:

— тщательно и честно проанализировать мотивы болезнен¬ного перекоса в сторону сновидческой жизни.

Практика сновидений — это не средство для бегства от действительности. Не нужно обманывать себя: проблемы, воз¬никающие в повседневной жизни, нужно решать наяву, и это единственный способ стать хоть немного свободней и наяву, и

во сне. При недостаточно честном взгляде на собственную жизнь и мотивы, сны являются не более чем полубессмысленным на¬бором наших же вожделений, страхов и фантазий и ничем не отличаются от иллюзий.

— найти равновесие в своем отношении к снам и их интер¬претации: избыточная мистификация в этом, пожалуй, даже опасней, чем избыточная рационализация.

— уделить особое внимание полноценному и ежедневному общению с неприятными для вас людьми и собеседниками, не забывая при этом и о тех, кто приятен вам.

— совершать как можно чаще длительные прогулки по го¬роду или на природе.

— найти себе по вкусу хобби или дело, в котором необхо¬дим точный и сосредоточенный ручной труд, и попытаться дос¬тичь в нем какого-то мастерства.

Психические нарушения, которые возникают собственно от неправильных техник, во многом совпадают с синдромом судо¬рожной готовности и синдромом вспучивания левой стороны.

Эти нарушения, во первых, вызываются неправильным вхож¬дением в сновидение. Судорожная фиксация на фазе засыпа¬ния, т.е. на моменте перехода от бодрствования к сновидению, совершенно бесполезна и, более того, вредна. Не пытайтесь перехитрить тело: для того, чтобы проснуться во сне, вначале нужно уснуть. Натужное продлевание бодрствования в область границы восприятия оборачивается обрывочными потоками невнятных мыслей и бесполезных образов и вспышек интен¬сивных, но неживых цветов, которые на самом деле являются очень поверхностными эффектами насилуемого нами восприятия и не имеют абсолютно никакой ценности для нашего разви¬тия.

Не стоит затягивать фазу засыпания, — риск заработать бессоницу и запутаться в иллюзиях достаточно велик.

Во-вторых, очень похожие эффекты могут сопровождать и фазу пробуждения. Обилие образов и как бы мелких снов при этом, перемежаемых странными мыслями, не должно вводить сновидяшего в заблуждение: