А. Панов

Школа сновидений (Часть 1)

В ДВУХ КНИГАХ

С ПРИЛОЖЕНИЕМ

КНИГА ПЕРВАЯ

Эта книга писалась так же странно, как странна наша жизнь, когда нам хватает мужества и любви взглянуть на нее несует¬ным взглядом. И когда это происходит, мы вздрагиваем от не¬ведомого холодка вечной тайны, которая всегда рядом с нами и в нас: мы не знаем ничего о мире, так же как не знаем ничего о себе. Словно бы вечер опять застал нас в дороге, а мы по-прежнему очень далеко от дома. Но вопреки этому мы продол¬жаем жить, и изредка нас сопровождает в этой дороге чувство, что мы могли бы жить по-другому, совсем по-другому.

Иногда мы сталкиваемся с людьми или книгами, которые, наконец, волнуя нас, говорят именно об этом — о жизни по-другому. Но это лишь на первый взгляд. Потом мы узнаем: эти люди и книги называют то, что нас волнует, каким-то там мистико-оккультно-эзотерическим, и мы часто пускаемся во все тяж¬кие, пытаясь освоить некие зубодробительные системы или сла¬достно отдавая ответственность за свою судьбу некоему хариз-матику или просто мессии. И в это время мы забываем, что чувство, неслышно и пронзительно звавшее нас, совсем не по¬хоже было на груду расписаний, предписаний, своды и талму¬ды якобы тонких законов, которые всучивают нам и называют это жизнью по-другому.

Нет-нет, некоторые из них даже по-своему красивы — как бывает красив узор трешин на солончаке, некоторые из них и на самом деле что-то объясняют, но они — совсем не о том, что нас звало, не правда ли?

Может быть, эта книга не о снах. Может быть, эта книга о том. Хотя бы изредка.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СОН О СВОБОДЕ ИЛИ КАРТА КАРТ

В настоящее время доступные техники использования снов, в основном, представлены либо выродившимися и одичавшими фрагментами древнейших магических практик, либо узкоспе¬циализированными интерпретационными школами постфрей¬дистского толка.

К недостаткам первых следует отнести игнорирование «со¬вестного дегтя труда», необходимого наяву для того, чтобы про¬снуться и действовать во сне как реальности прежде всего Духа, а не арены достижения эгоистических целей новыми путями. Другой недостаток — фрагментарность этих знаний — также чреват серьезными деформациями духовного пути практикую¬щих, так как в отсутствие цельного абстрактного ядра системы отдельные практические аспекты ее, избираемые для способа действовать в сфере Неизвестного, порождают хаос и тупики. Все это в большей степени объяснимо и тем, что энергетическая направленность древних практик, вектор их внутренней устремленности, чаше всего в той или иной мере, а иногда пол¬ностью, противоречит модальности времени, в котором мы живем. Именно поэтому многие древние практики вообще, а не только сновидческие их аспекты, зачастую не дают резуль¬татов сейчас или дают, но совершенно непредвиденные. Струк¬тура момента такова, что энергетическое положение нашей планеты изменилось весьма существенно (если не в принципе, то, во всяком случае, в своих качествах). Изменения эти будут возрастать.

Вторая группа техник, являющих собой почти целиком не¬достаток или временное недоразумение, заведомо ограничила себя лишь аспектом интерпретации снов как проявлений скры¬тых проблем « подсознания», понимаемого к тому же достаточ¬но узко и низко. В целом эти постфрейдистские школы неволь¬но представляют дела таким образом, что сны снятся как бы лишь в том случае, если подсознание ущемлено. Здесь игнори¬руется магическая реальность снов как движения человеческо¬го духа в иных мирах и измерениях, а также реализационные аспекты сновидений, то есть бессознательное или волевое воз¬действие сновидцев на повседневность.

Кроме того, никуда не исчезла и продолжает здравствовать народная интерпретационная традиция, которую отличает от двух предыдущих подчеркнутый акцент на предсказательной стороне интерпретации. Масса издающихся и переиздающихся сонников, перегруженных устаревшими шаблонами и архети-пическими трактовками, продолжает эти традиции.

Между тем, нарастающий обшесоциальный интерес к сно-видческой жизни человека требует пересмотра и синтеза всех актуальных и периферийных знаний накопленных человече¬ством. Модальность настоящего и настающего времени такова, что необходим не только синтез этих знаний на ином качествен¬ном уровне, — необходимо и рождение нового языка, адекват¬но описывающего эти изменения реальной неизвестности. По¬добной попыткой