А. Панов

Школа сновидений (Часть 1)

В СНОВИДЕНИИ

Возможность использования снов для изменения некоторых жизненных ситуаций очевидна для современной цивилизации: сны содержат информацию, которая может быть достаточно практично интерпретирована на любом уровне, интересующем индивидуума, — от проблем физического и душевного здоро¬вья до поисков Духа. Менее очевидна возможность свершать свой духовный путь при помощи снов, не выпадая при этом из структур ежедневной и вечной жизни. Эта возможность осно¬вывается на том, что определенные сновидения меняют нас и ускоряют наш духовный рост. В сновидении скрыты силы и пространства, от которых совершенно недвусмысленно зави¬сит не только душевное здоровье, но и скорость нашего духов¬ного продвижения. Связано это с тем, что знание, входяшее в нас сквозь опыт общения с Духом, имеет не только информаци¬онную составляющую, но и энергетическую, которая и транс¬формирует нас. Знание материально (субстационально), оно имеет и количественное измерение. Накапливаемые в процес¬се сновидений знания не только обеспечивают дальнейший про¬гресс сознания, но и меняют со временем личность сновидца, его тонкие тела и, более того, — и материальную его форму, способ существования.

Процесс расширения сознания и его самосовершенствова¬ние имеют в нашем восприятии некие ступени, уровни, узло¬вые моменты, то есть некую последовательность, которую мы понимаем как структуру. Отдельные ступени или переходы с уровня на уровень этой системы в сновидении мы обозначаем словом «посвящение», менее всего имея в виду при этом ритуал: процесс, рассматриваемый нами, мы называем «неяв¬ное посвящение», так как знания, получаемые во снах, име¬ют большей частью бессловесное воплощение в наших телах, и преображения, производимые их энергией, затрагивают самые глубинные уровни нашего сознания, меняя нас исподволь.

Последовательность неявных посвящений в сновидениях является менее всего линейной или соответствующей нашим представлениям об иерархичности мира, почерпнутым из обыч¬ной жизни. Однако само существование такой последователь¬ности сомнений не вызывают.

Одной из наиболее достойных целей сознательных усилий сновидца-практика, является осознание непрерывности и не¬раздельности своей повседневной и сновидческой жизни, то есть обретение целостности своего восприятия. На начальных ста¬диях практики для осознания своих неявных посвящений мо¬жет подойти любая сакральная традиция, к которой чуток ви¬дящий сны. Стадию духовного развития, которую, например, в буддизме называют «вышедший из дому«, предваряют сны со стихийными бедствиями, войной, ядерными взрывами, т.е. сны о конце света, или, по терминологии одного американского психиатра, исследователя этих снов, «ядерные сны».

«Ядерные сны» говорят прежде всего о том, что личность находится на пороге самых серьезных изменений в своей жиз¬ни — на пороге внутренней трансформации, равной новому рождению. При благополучном течении внутренних процессов, после определенного периода человек меняется полностью, ста¬новится практически новой личностью, с иной, более совер¬шенной психикой, всем внутренним складом, способом действовать в мире. Меняется все — вплоть до самых интимных привы¬чек и способов поведения.

Или, в другом смысле, речь идет о вторжении Шанса в судь¬бу человека. Будет использован шанс или нет — это другое дело, и зависит это только от способностей личности проснуть¬ся совсем, увидеть истинные законы Игры, понять, что шанс всегда связан, прежде всего, с возможностью духовного роста, внутренней духовной революцией.

Впрочем, дела обстоят несколько сложнее: процесс духов¬ного пробуждения и роста личности носит не одно— а дву¬сторонний характер. Под второй стороной имеется в виду Дух, который в принципе никогда не оставляет нас в покое (вопре¬ки нашим иллюзиям, хотя бы потому, что мы —часть Его). А так как Дух или Он есть не только любовь (а если и любовь, то более чем безжалостная по человеческим меркам), поэтому не удивительно, что эта стадия субъективно напоминает кошмар по эмоциональным состояниям, сопровождающим умиранием старой личности с ее привязанностями. «То, что гусенице ка¬жется концом света, Мастер назовет бабочкой». На этом же этапе, как правило, в сновидениях происходят столкновения с т.н. темными силами и мирами нисхождения. Их можно тракто¬вать по-разному: либо как кармические самовоспоминания о п р е бывании в мирах возмездия, либо как искушения, испы¬тывающие на крепость сознательные, а, главное бессознатель¬ные стремления личности к Свету; либо как процесс преодоле¬ния страха, который,