А. Панов

Школа сновидений (Часть 1)

отклик того, что мы полжизни прячем как козырь в рукаве или предаем забвению за кажущейся ненадоб¬ностью его в хитро сделанных раскладах наших дней. Этот бла¬годарный отклик тем сильнее, чем из более хищных раскладов мы высвобождаем своим вниманием эту основу, — основу, питающую и нашу жизнь, и наши безумные выси, разворовываемую всеми кому не лень, потому как мы вспоминаем об этом очень редко и, в лучшем случае считаем, что по большому счету ждем своего часа, или, что типичнее, подразумеваем, что всегда смо¬жем к этому вернуться и найдем его таким же, как и оставили. Поскольку время нашей жизни состоит в особых отношениях с этой основой и кажется производным от неё и результатом её выбора, должно быть, мы действительно когда-то обязательно возвращаемся к этой основе — на мгновение или навсегда? -видимо, теряя при этом такую малость, как свое время. И что-то ещё.

1. Во всех движениях этой основы, во всех её явлениях миру есть мера подлинности, неподдельности.

2. Нерастворимая основа сознания отдельна от любой сре¬ды, в которую сознание способно погружаться, а осознание этой отдельности, как и глубокой родственности с реальным миром, проявляется подлинной свежестью и по/шинным здоровым оди¬ночеством.

3. Тела людей, живущих по мерам основы — это физичес¬кие ориентиры реальности, поскольку они живут и выбирают, видя реальный мир. Выбирают и двигаются, соответствуя ре¬альной индивидуальности своего тела.

4. Глубинная основа сознания физически может проявлять¬ся особой пластичностью и уравновешенностью, а также само¬бытностью походки. К физическим проявлениям основ созна¬ния можно отнести особый род физической драсоты, почти не связанной с чертами лица или пропорциями тела. Это —сугге¬стия действительно существующего тела.

5. Как проявление основ сознания понимаются такие человеческие качества, как чувство вкуса и психологическая проч¬ность, сочетание непредсказуемости и надежности — уверен¬ности в том что человек именно тот, за кого он себя выдает, даже если видно только то его лицо, которое он показывает. Явная или скрытая внутренняя честность, которая не всегда декларируется как внешняя искренность, но готова к этому и предпочитает открытость как способ существования. К этим же качествам относятся самобытность восприятия и поведения, — будь то свобода от амбиций, будь то покореженность ими; про¬явленный вкус присутствия человека, его особой бытийности, - равно как и особое, приводящее в недоумение, чувство его отсутствия, даже когда он рядом с вами.

6. На присутствие основ сознания в сновидении, как и на отличие сновидения от сна, указывает в первую очередь обьем пространства сновидения, — его огромность, полная откры¬тость или довлеющая, резко обозначенная ограниченность. Другими признаками этого присутствия в сновидении являют¬ся:

- природный ландшафт (горы, море, равнина, подводный мир, пещеры, реки), а также растения и животные;

— отсутствие барьеров и естественность дистанции между тем, кто смотрит и обьектами сновидения;

- чувство полноты и гармонии: это — то, что ищется;

— острое переживание несвободы восприятия, ясно ощу¬щаемая ограниченность;

— продолжительность сновидения при отсутствии явных дей¬ствий. Например, одна сновидящая видела сон, в котором всю ночь просидела в пшеничном поле. Продолжительность же сюжетных снов говорит о постоянстве восприятия, в котором сознание может быть как пробуждено, так и оставаться за кад¬ром, почти ничем не выдавая постоянство своего присутствия;

— истории с камнями; драгоценности и драгоценные камни (кроме тех случаев, когда подобные видения вызваны алчнос¬тью);

- находки, открывающиеся пространства; узнавание чего-либо;

- архетипальный язык и язык мифов, на котором говорит наше сновидение;

— источники света и сгустки тьмы;

- реальность происходящего.

4

Мы запоминаем то, чем умеем интересоваться, хотеть или бояться. То, чем мы живем, дает направление снам. Сновиде¬ние формирует направление жизни. И сны, и сновидения при¬нимают участие в оформлении наших чувств, мироощущений и действий. Напрмер: я забочусь о судьбе кого-то. Я вижу его во сне, в котором он идет по изрытой канавами и полузатоплен¬ной равнине. Я говорю ему: «Зачем ты идешь здесь? Вон там есть сухая дорога. Эта дорога проходит по холмам.» Я пояс¬няю, что если он не захочет идти по дороге, то там есть и много тропинок. В любом случае это будет лучше, чем брести по ко¬лено в фязи, рискуя потерять обувь или упасть в канаву. Через некоторое время тот, о ком был