А. Панов

Школа сновидений (Часть 1)

как известно, первый враг в любом пути.

Формы, которые наше сознание придает этим вещам в сно¬видениях, разнообразны и обусловлены скорее индивидуаль¬ным грузом впечатлений и ассоциаций: фашисты, врачи-изуверы, полицейские-изуверы, темноуголовные личности, просто Сатана с просто чертями, темные представители восточных единоборств, просто лица темных национальностей и рас, ки¬борги-убийцы, просто пустота, просто ничего (ничто) и т.д.

Сны этой тематики повторяются иногда достаточно продол¬жительное время. Видимо, это происходит, когда человек не может сделать своего выбора. Задача этих снов — заставить нас проснуться там, в сновидении, вспомнить себя там, шагнуть навстречу страху и увидеть, что наш страх — это мы же, наша теневая сторона, преходящее условие нашего роста.

Следующий тип сна в исследуемой нами структуре неявной духовной инициации (посвящения) — это сон о доме, который пришло время покинуть. В этом типе снов дом необходимо по¬кинуть, потому что он разрушается (по причине пожара, земле¬трясения, и т.п.), и в какой-то мере уже опасно оставаться в нем (падают балки).

Дом — один из наиболее информативных символов в сно¬видениях. Интерпретация его варьирует в достаточно услов¬ных пределах между эзо— и экзотерическими пространствами снов. Разрушение дома (по любым причинам) указывает на не¬обходимость, уже ставшую внутренней, и, более того, внутрен¬нюю готовность нашего существа изменить формы и содержа¬ние своего существования. Необходимость эта тем неотложнее, чем больше разрушен дом в сновидениях. Наяву этой стадии посвящения соответствует углубляющийся внутренний кризис со всеми его признаками: неудовлетворенность, внутренний разлад, ощущение бессмысленности своей жизни (как бы успеш¬но она ни складывалась внешне), подавленное состояние, нередко доходяшее до депрессий, ощущение тупика, страх, бес¬покойство за свое будущее.

Сновидящий во сне видит себя в доме со своей подругой. Во всем разлито щемящее чувство поздней осени. Он подходит к постели. Под покрывалом оказывается только груда коричне¬во-золотых осенних листьев. Вдвоем с подругой они осматри¬вают потолок: он весь в трещинах, которые бегут по стенам. Перемещаясь по дому вправо, они вдруг видят на месте одной из стен разлом, сквозь который и покидают дом. Выходят на открытую местность, в глубине которой виден отверзнутый во множество миров проем, откуда идет величественный и безжа¬лостный золотой свет.

В данном конкретном случае в сновидении произошло раз¬рушение формы личных отношений между партнерами, кото¬рая была уже тесна для другого света, входящего в их судьбы, что впоследствии произошло и наяву.

Дом, который разрушается во сне, необходимо однажды покинуть, иначе вы умрете как личность: все, что перестает меняться, начинает рано или поздно разлагаться и боже избави вас от вони, которая при этом происходит. Особенно настоя¬тельно рекомендуется покинуть дом, разрушаемый посредством огня: с небесными огнеметчиками шутить не стоит, — они при¬ходят, когда все остальные меры помощи не возымели дей¬ствия.

После сна, в котором человек выходит из разрушенного дома, в структуре неявного посвящения следует другая стадия: она, чаше всего, приобретает форму сновидений, в которых по тем или иным причинам сновидяшему необходимо броситься в воду (реку, море, океан) и пересечь ее вплавь, чтобы достичь проти¬воположного берега.

Топография и характеристика всех потусторонних рек и вод заслуживает отдельной книги. Здесь мы остановимся на самом важном в контексте неявного посвящения: именно с этого типа сна (пересечение рек и вод) начинается духовный быт, доступ¬ный в обычной («неускоренной, непосвященной») жизни только после смерти. Достаточно сказать, что сон о переходе реки самостоятельно или кем-либо из близких в жизни повседневно¬го человека предвещает иногда смерть либо тяжелую болезнь на грани летального исхода. «Посвящаемый» как бы получает возможность в сновидениях проследовать дальше и освоить потусторонний опыт, оплачивая его не физической смертью, а внутренней психической смертью-рождением.

С «того» берега начинаются реальные странствия нашего духа. И начинаются они опять с домов, имеющих как бы более экзотерическое значение. Эти дома встречаются по мере дос¬таточно продолжительного — из сновидения в сновидение, из года в год — как бы подъема по пересеченной местности. Дома, которые мы там находим, служат как бы жилищем какое-то вре¬мя, затем мы находим новые дома. Их объединяет общее впе¬чатление, которое они оставляют: очень тонкое чувство разли¬той силы,