А. Панов

Школа сновидений (Часть 1)

и является наша книга.

ПРАВИЛА ИГРЫ И СНОВИДЕНИЯ

Понять — значит упростить.

А.и Б.Стругацкие

Одна сновидяшая во сне попала, по ее словам, очень высо¬ко, и там золотоволосые, высокие и извечно знакомые некто долго и ласково учили ее. Затем один из них коснулся ее лба, сказал: «А теперь спи,» — и в тот же миг она проснулась здесь, в своей постели на девятом этаже.

«Ты мне никогда не снишься, дышу Тобой наяву. Снятся все остальные, и это — дурные сны».

Мы спим, когда бодрствуем здесь, и просыпаемся в краткие миги ясных снов.

Катастрофическое самоотождествление с материальным планом Земли, на которой по тем или иным причинам мы воп¬лотились, блокирует нашу истинную память. Мы не можем вспом¬нить действительные правила великой, прекрасной и страшной Игры, в которую мы когда-то согласились играть по своей воле, Игры, в которой каждая сущность — одновременно и игрок, и карта, и выигрыш, и проигрыш, и сама Игра. Но мы доволь¬ствуемся не Игрой, а играми, игрушками, возней в песочнице.

Почему?

«Жизнь есть сон». Но есть и дополнительная версия: нынеш¬нее наше положение есть следствие одного из ходов в Игре, и не исключено, что ход был достаточно удачным. Но время не спит, Игра продолжается, пора делать следующий ход. Пора просыпаться.

Но прежде должен быть усвоен и понят смысл и урок пре¬дыдущего хода, переместившего нас сюда, в этот мир, в это положение. В основе Мира и миров лежит Тайна, о которой можно сказать совсем немного: она, по определению, не может быть разгадана. Тайна есть мать Игры, ибо любая игра невоз¬можна без риска и неизвестности. Риск и неизвестность —это то, что делает мир живым, то есть свободным.

Каждый мир имеет привычку быть бесконечным. У любой бесконечности есть свои способы длиться, не утомляясь при этом окончательно, потому что любое окончание есть начало. Все способы длиться основаны на одной из функций тайны, связанной с инерционностью, сопротивлением материи и про¬странства, с темнотой, косностью, незнанием, забвением, сном, беспамятством. Все перечисленные понятия не отягощены в данном контексте никакими негативными ассоциациями, пото¬му что — повторимся, — потому что отражают фундаменталь¬ное свойство Мироздания иметь длительность, переходящую в бесконечность. Тайна, по всей видимости, существует вовсе не для того, чтобы мы ее разгадывали, — как вызов ее восприни¬мает только наш ум. У Тайны иные функции в мире, на которые можно лишь весьма косвенно и косноязычно указать неко¬торыми метафорами: например, можно сказать, что назначе¬ние тайны в мире сродни балкам в доме, которые поддержива¬ют и скрепляют крышу и потолок, о которых никто не может знать лишь одного: когда именно и почему они рухнут.

УРОВНИ ДОСТОВЕРНОСТИ

Любой человек хотя бы раз в жизни переживает момент, когда происходящее с ним и весь окружающий мир восприни¬маются с исключительной яркостью и полнотой как настоящее, достоверное, истинное, наполненное светом смысла и высшего смысла до мельчайших своих частиц. Подобное происходит из¬редка и в наших снах.

Именно такого рода переживание становится отправной точкой, которая дает возможность понимать бывшие до этого переживания и восприятие действительности как относитель¬но достоверные — т.е. как более блеклые, отрывочные, бес¬смысленные, неистинные.

Однако при наличии возможности развиваться именно по точкам достоверности — идти по пунктиру, образуемому ими — человек обнаруживает некую структуру достоверности, об¬ладающую как определенными уровнями, так и сложнейшим единством точек, как бы образующих ее.

Не останавливаясь подробно на обстоятельствах, делающих подобное продвижение наиболее благоприятным, отметим лишь одну из самых труднодостижимых сторон достоверности: ее подвижный характер, т.е. то, что она является живой, оставаясь благодаря этому совершенной и точной во всех своих про¬явлениях.

Очевидно, что достоверность — это некое качество бытия, более или менее доступное нашему восприятию и дающее ему естественную направленность. Мы не затрагиваем здесь про¬странственный аспект достоверности, т.к. более всего интере¬сен аспект именно качества бытия, и, прежде всего, способы определения уровня достоверности, или, используя метафору о чистоте золота, — возможности определения пробы золота.

Достоверность как качество возможно определить степе¬нью благоприятствования бытия проявлению