А. Панов

Школа сновидений (Часть 1)

перед домом и смотрю на скользящие в воздухе и в солнечных лучах паутинки. Во сне и наяву конец августа. Потом я начинаю что-то писать и будто перебираю или собираю в слова кончиком авторучки летаю¬щие паутинки».

Опыт сновидений — это прежде всего опыт бытия в реаль¬ной Вселенной, лишенной той твердости, однонаправленнос¬ти, неизменности и отягощения, которые присущи нашему обоб¬ществленному сознанию повседневности. Полеты настоящего тела во сне, радость которых не сравнима ни с чем в детстве и позже, отворяют память о истинном счастье и смысле челове¬ка, как о путешествии в безграничное.

Легкость как то свойство бытия, которое откликается на желание свободы, и освобожденность как особый вид света, — эта легкость позволяет лететь навстречу самым жестким сталь¬ным ветрам, дующим в мироздании, не изменяя направления свободного движения и творчества.

С другой стороны, особенностью человека современного, а может быть и человека вообще, является противостояние ок¬ружающей среде как одна из основ существования человека. Суть этого не столь очевидна, как это кажется на первый взгляд, и не объясняется лишь обозримыми особенностями эволюции. Затрудненная, в сравнении с животными и растениями, при-сбособляемость к изменениям природной среды, может быть лишь следствием чего-то более глубокого в природе человека. Намного более выраженную, чем у других биологических ви¬дов, необходимость в действиях по сохранению равновесия внутренней среды и тип человеческого противостояния иллюс¬трирует то, что летом человеку необходимо охлаждаться и за¬медлять обмен веществ, а зимой — согреваться и ускорять об¬мен веществ в своем теле. Кроме очевидности самосохране¬ния, это необходимо и для способности действовать, действо¬вать свободно от разрушительных факторов неравновесия — болезней, переутомления, преждевременного старения. То есть свобода действий человека каким-то образом связана с типом его противостояния окружающей среде.

Противостояние не обязательно означает воинственность, хотя её так много в человеческой жизни. Противостояние — это способ получения энергии равновесия, и в отличии от дру¬гих живых существ земли, это — равновесие вертикальной оси сознания, свойственной в полной мере только человеку. Этот способ противостояний и связанное с ним усилие увеличивает тягу мышления к созданию негибких, неизменных и неживых конструкций, поддерживающих для него жизнь и мир. С дру¬гой стороны, сновидение хотя и может совершаться при извес¬тной сноровке и стоя, тем не менее обычно происходит при горизонтальном положении человека, и именно сновидение, как указывалось, есть основной источник памяти о легкости бытия.

Хотя сам характер легкости бытия и полетов в непознанное, о которых напоминает сновидение, и не имеет в дальней¬шем черт, напоминающих земное противостояние силам, ви¬дится, что именно опыт противостояния позволяет накопить энергию равновесия и освобожденности делающими возмож¬ным полет осознания для человечества, развивающегося после прививки ума и языка. Об энергии равновесия и освобожден-ности здесь можно сказать просто как о желании, становящим¬ся достижением этих свойств бытия в результате индивидуаль¬ного выбора и перераспределения своих внутренних сил. Ещё проще это можно выразить как желание не умирать и путеше¬ствовать в бесконечность свободы, желание, переходящее в действо судьбы по тому реальному мосту, который в состоянии породить наша способность сновидеть.

То жизнестроящее, что дает опыт противостояния, видимо, есть сила, позволяющая восстановить утраченную или загряз¬ненную связь тела с высшей человеческой судьбой.

Ощущение достоверной легкости бытия утрачивается вмес¬те с обычной утратой легкости тела, так незаметно привычной в детстве и отрочестве. По мере того, как общественный шаб¬лон распределения жизненной энергии (имеющий форму рас¬сеивания её от центра нашего тела на периферию и к тополо¬гическому низу тела), схватывает наше сознание, меняется и отягощается наше тело, схваченное неживыми для него связя¬ми и разделениями императив ума. Суть центростремительного рассеивания на периферию тела такова, что она вызывает по¬стоянное нарастание усилий и затрат энергии, необходимых для поддержания равновесия и противостояния. Критический по¬рог величины такого усилия индивидуален, но, в любом случае, за этой гранью шансы тела на обретение своей достоверной целостности прогрессивно уменьшаются. В таких жизненных ситуациях только та сила судьбы, которую называют удачей, и внутренний дух человека могут помочь вернуть гармонию или