Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

так, как было образовано на

Сатурне „Духами Воли' его физическое тело, на Солнце „Духами

Мудрости' его жизненное тело, на Луне „Духами Движения' его астральное

тело. Через совместное действие „Духов Воли, Мудрости и Движения'

возникает то, что проявляет себя как Мудрость. В Мудрости могут

совместно-согласовываться с другими существами своего Мира Земные существа и

Земные процессы через работу этих трех классов Духов. Через „Духов

Формы' человек получает свое самостоятельное „Я'. Таковое будет,

теперь, в будущем совместно-согласовываться с сущностями Земли, Юпитера,

Венеры, Вулкана через силу, которая вставит себя через Земное состояние в

Мудрость. Это есть такая сила Любви. В человеке Земли должна эта сила Любви

взять свое начало. И „Космос Мудрости' развивает себя в „Космос

Любви'. Из всего, что „Я' может развернуть в себе, должна стать

Любовь. Как всеохватывающий „прообраз Любви' представляет себя при

своем откровении высокое Солнечное существо, которое могло быть

охарактеризовано при изображении Христова развития. В Наивнутреннейшее

человеческого существа-ядра погружется тем самым зародыш Любви. И отсюда он

должен вливаться во все развитие. Как проявляет себя прежде образованная

Мудрость в силах чувственного внешнего мира Земли, в современных

„природных силах', так будет в будущем являть себя сама Любовь во всех

проявлениях как новая природная сила. Это есть тайна всего развития в

будущее: что познание, что также все, что человек совершает из истинного

понимания развития, есть некий посев, который должен созревать как Любовь. И

насколько много возникает силы Любви, настолько много будет совершено

творческого для будущего. В том, что станет из Любви, будут расположены

крепкие силы, которые ведут к выше описанному результату одухотворения. И

насколько много Духовное познание вливается в человеческое и Земное

развитие, настолько много будет иметься жизне-способных зародышей для

будущего. Духовное познание превращает себя через то, что оно есть, в

Любовь. Весь процесс, который был изложен, от Греко-Латинского времени

насквозь через современный временной промежуток, показывает, как такое

превращение должно происходить и для чего было сделано начало развития в

будущее. Что через Сатурн, Солнце и Луну как Мудрость подготовило себя,

действует в физическом, эфирном, астральном теле человека; и это

представляет себя как „Мудрость Мира'; в „Я', однако, это

внутреннезирует (verinnerlicht) себя. „Мудрость внешнего Мира' будет,

начиная с Земного состояния, внутренней Мудростью в человеке. И когда она

здесь является внутреннезированной, она будет зародышем Любви. Мудрость есть

пред-условие Любви; Любовь есть результат опять-рожденной Мудрости.

Кто через предшествующие изложения мог бы быть уведен ко мнению, что

изложенное развитие носит некий фатальный отпечаток, тот понял бы их

неверно. Кто верит примерно в то, что при таком развитии определенное число

людей было бы осуждено к тому, чтобы принадлежать царству „злого

человечества', тот не видит, как оформляется взаимо-сторонняя взаимосвязь

чувственного к Душевно-Духовному при таком развитии. Оба, чувственное и

Душевно-Духовное образуют в пределах известных границ раздельные течения

развития. Через свойственные чувственному течению силы возникают формы

„злого человечества'. Некая необходимость для человеческой Души, чтобы

воплотить себя в одной такой форме, будет возникать только, когда эта

человеческая Душа сама создала к этому условия. Мог бы также наступить

случай, что формы, возникшие из сил чувственного, не нашли бы никаких

происходящих из более ранних времен человеческих Душ, потому что таковые

были бы слишком хороши для такого рода тел. Тогда такие формы должны были бы

быть одушевлены по-другому из Миро-вселенной, чем через более ранние

человеческие Души. Охарактеризованные формы будут только тогда одушевлены

человеческими Душами, когда таковые сделали себя готовыми для такого

воплощения. Сверх-чувственное познание имеет именно сказать в этой области

то, что оно наблюдает. Это есть так, что в намеченном будущем будут иметься

два человеческих царства, одно доброе и одно злое;