Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

Таковое подняло себя как некая новая Самость (Selbst) из

той Самости, которая завязана только на физические чувства и физический

рассудок. Сделали бы себя без погружения свободным от Мира чувств и

рассудка, то погрузились бы в „ничто' безсознательности.

Душевно-Духовное существо, само-разумеется, имели также уже до погружения.

Оно, однако, не имело еще никаких инструментов для наблюдения Духовного

мира. Оно было примерно так, как физическое тело, которое не имеет никакого

глаза для видения или никакого уха для слышания. Сила, которая была

затрачена в погружении, выработала сначала Душевно-Духовные органы из прежде

неорганизованного Душевно-Духовного существа. Это принадлежит сущности

Духовного обучения, что Душа через упражняемое на себе само-воспитание в

этом пункте своего развития имеет полное сознание того, что она сначала

воспринимает самое себя в Мире образов (имагинаций), которые выступают

вследствие изложенных упражнений. Эти образы, именно, выступают как живые в

неком новом Мире; но Душа должна распознать, что они есть, однако, ничто

другое сначала, как опять-отражение ее собственного, усиленного через

упражнения существа. И она должна распознать таковое не только в правильном

суждении, но также быть пришедшей к такому образованию воли, что она во

всякое время может опять удалить, погасить образы из сознания. Душа должна

быть способной господствовать внутри этих образов полностью свободно и

полностью разумно. Это принадлежит к правильному Духовному обучению в этом

пункте. Если бы она это не могла, то она была бы в области Духовных

переживаний в таком же самом случае, в котором Душа была бы в физическом

мире, который, когда она направляет глаз на какой-нибудь предмет, через

таковой была бы прикована так, что она от такового не могла бы больше

посмотреть прочь. Исключение из такой возможности погашения делает только

одна группа внутренних образных переживаний, которая на достигнутой ступени

Духовного обучения не подлежит погашению. Таковая соответствует собственному

ядру Душевного существа; и Духовный ученик распознает в этих образах то в

самом себе, что как его осново-существо, протягивает себя через повторные

Земные жизни. На этом пункте прочувствование повторных Земных жизней

становится действительным переживанием. В отношении всего остального должна

господствовать упомянутая свобода переживаний. И только после того, как

достигнута способность погашения, подступают к действительному Духовному

внешнему Миру. На место погашенного приходит нечто другое, в котором

распознают Духовную действительность. Чувствуют, как из некого

неопределенного вырастают в некое определенное. Из этого само-восприятия

должно затем идти дальше к наблюдению Душевно-Духовного внешнего Мира.

Таковое наступает, когда свое внутреннее переживание устанавливают в том

смысле, как это здесь будет указано дальше.

Сначала Душа Духовного ученика слаба в отношении всего того, что должно

воспринять в Душевно-Духовном мире. Он будет уже вынужден затратить большую

внутреннюю энергию, чтобы чувство-образы или другие представления, которые

он выстроил себе из побуждений чувственного мира, твердо удерживать во

внутреннем погружении. Желает он, кроме того, еще достичь действительного

наблюдения в высшем Мире, то он должен не только уметь удерживать себя на

этих представлениях. Он должен также, после того, как он это проделал, уметь

пребывать в неком состоянии, в котором на Душу не действуют никакие

побуждения чувственного внешнего мира, но в котором также сами

охарактеризованные имагинативные представления уничтожены из сознания.

Теперь может только выступить в сознании то, что образовало себя через

погружение. Дело идет о том, что отныне имеется достаточно внутренней

Душевной силы, чтобы итак образованное действительно Духовно было увидено,

чтобы оно не уходило от внимания. Это есть, однако, при еще слабо развитой

внутренней энергии, полностью такой случай. Что образует себя здесь сначала

как Душевно-Духовный организм и что должно ухватить в само-восприятии, есть

нежно и бегло. И препятствия чувственного внешнего мира и их

воспоминания-полсе-воздействия, также когда очень сильно стараются их

задержать, велики. В рассмотрение здесь ведь