Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

называется: что

сила вожделения и воление присоединяют себя к некому представлению и

чувству. Что это совместное присоединение имеет место, будет задействовано

через то, что „Я' целостно совместно-объединяет представление

(мышление), чувствование и воление и таким образом приносит порядок в силы

личности. Этот здоровый порядок был бы прерван, если „Я' показало бы

себя по этому направлению безвластным, если, например, вожделение желало бы

идти неким другим путем, чем чувство или представление. Человек не был бы в

неком здоровом Душевном настрое, который именно думал бы, что это или то

есть правильно, но теперь желал бы нечто, о чем он не имеет воззрения, что

это есть правильно. Также было бы, если некто желал бы не то, что ему

нравится, но то, что ему не нравится. Теперь замечает человек, что на пути к

высшему познанию мышление, чувствование и воление на самом деле обособляют

себя и каждое принимают известную самостоятельность, что, например, некое

определенное мышление уже не понуждает более как через само себя к некому

определенному чувствованию и волению. Дело устанавливается так, что в

мышлении можно нечто воспринимать правильно, чтобы однако прийти вообще к

некому чувству или к некому волевому решению, опять нужно из самого себя

самостоятельное побуждение. Мышление, чувствование и воление остаются именно

во время сверх-чувственного рассмотрения не тремя силами, которые излучаются

из общего Я-средоточия личности, но они становятся как самостоятельными

существами, как бы тремя личностями; и должно теперь собственное „Я'

сделать тем более сильнее, ибо оно должно не только нести порядок в три

силы, но управлять и руководить тремя существами. Однако такое разделение

должно состояться во время сверх-чувственного рассмотрения. И здесь

выступает отчетливо ясным, как важно, чтобы наряду с упражнениями к высшему

обучению, позволить присоединиться таким, которые способности суждения,

жизни чувства и воли дают устойчивость и твердость. Ибо не приносят таковые

с собой в высший Мир, то вскоре увидят, что „Я' показывает себя слабым

и не может быть упорядочивающим руководителем мышления, чувствования и

воления. Душа была бы, если эти слабости имелись бы наличии, как раздираемой

тремя личностями по разным направлениям и ее внутренняя замкнутость должна

была бы прекратиться. Если развитие Духовного ученика проходит правильным

образом, то значит обозначенное сило-превращение некое истинное продвижение;

„Я' остается над самостоятельными существами, которые теперь образуют

его Душу, господином. - В дальнейшем ходе развития шагает означенное

развитие затем далее. Мышление, которе стало самостоятельным, побуждает

возникновение одного особого, четвертого Душевно-Духовного существа, которое

можно обозначить как непосредственное втекание в человека течений, которые

аналогичны мыслям. Весь Мир возникает тогда как мысленное построение,

которое стоит перед некто, как растительный или животный мир в

физически-чувственной области. Также побуждают ставшие самостоятельными

чувствование и воление две силы в Душе, которые в таковой действуют как

самостоятельные существа. И еще приходит к этому седьмая сила и существо,

которое аналогично собственному „Я' самому.

Это целое переживание связывает себя еще с неким другим. До вступления

в сверх-чувственный Мир знал человек мышление, чувствование и воление только

как внутренние Душевные переживания. Как только он вступает в

сверх-чувственный Мир, воспринимает он вещи, которые выражают не

чувственно-физическое, но Душевно-Духовное. За воспринимаемыми им качествами

нового Мира стоят теперь Душевно-Духовные существа. И таковые предстают ему

теперь как некий внешний Мир, как ему в физическо-чувственной области перед

чувствами представали камни, растения и животные. Теперь Духовный ученик

может заметить значимое различие между раскрывающимся ему Душевно-Духовным

миром и тем, который он был привык воспринимать через свои физические

чувства. Растение чувственного мира остается, как оно есть, что бы ни

чувствовала или не думала о нем Душа человека. Это есть при образах

Душевно-Духовного мира сначала не этот случай. Они изменяют себя согласно по

тому, что человек это или то ощущает или думает. Через это человек дает им

некий