Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

в себе такие сверх-чувственные

способности, которые неточно и неверно воспринимают Духовный мир. В

известной мере его Духовные органы восприятия будут развертывать себя

неправильно. И как с неким дефектным или больным глазом нельзя правильно

видеть в чувственном мире, так нельзя правильно воспринимать с Духовными

органами, которые образованы не на основоположении здоровой способности

суждения. - Кто берет исходный пункт из некого аморального Душевного

настроя, тот возвышает себя в Духовные миры так, что его Духовное созерцание

есть как оглушенное, как затуманенное. Он есть напротив сверх-чувственным

Мирам как некто есть напротив чувственному миру, кто наблюдает в оглушении.

Только таковой не придет ни к каким возвышенным высказываниям, в то время

как Духовный наблюдатель в своем оглушении есть всегда-таки более

бодрствующий, чем человек в обычном сознании. Его сообщения будут поэтому

ошибочными напротив Духовному миру.

*

Внутренняя добротность ступени имагинативного познания будет достигнута

через то, что изложенные Душевные погружения (медитации) будут поддержаны

тем, что можно назвать привыканием к „чувственносто-свободному

мышлению'. Когда создают себе некую мысль на основании наблюдения в

физически-чувственном мире, то есть эта мысль не чувственносто-свободна. Но

это не есть примерно так, что человеку позволительно образовывать только

такие мысли. Человеческое мышление не должно становиться пустым и

безсодержательным, когда оно позволяет наполнять себя не чувственными

наблюдениями. Наинадежнейший и наиближайще-расположенный путь для Духовного

ученика, чтобы прийти к такому чувственносто-свободному мышлению может быть

такой, который сообщенные ему Духовной наукой факты высшего Мира делает

собственностью его мышления. Эти факты физическими чувствами не могут быть

наблюдаемы. Все-же человек заметит, что он их может понять, если только он

имеет достаточно терпения и выдержки. Невозможно без Духовного обучения

исследовать в высшем Мире, нельзя здесь внутри самому делать наблюдения; но

можно без высшего обучения понять все, что сообщают из такового

исследователи. И если некто говорит: Как могу я принять на доверие и веру

то, что говорят Духовные исследователи, раз я это все-же сам не могу

видеть?, то это есть полностью безосновательно. Ибо вполне возможно, из

голого размышления получить твердую убежденность: сообщенное есть истинно. И

если эту убежденность некто себе не может образовать, то происходит это

вовсе не от того, что невозможно мочь „верить' в нечто, что не видят,

но единственно от того, что свое размышление применили еще не достаточно

безпредубежденно, всеобъемлюще и основательно. Чтобы в этом пункте иметь

ясность, должно обдумать, что человеческое мышление, если оно себя энергично

внутренне задействует, может понять больше, чем оно обычно предполагает. В

мысли самой располагается, именно, уже некое внутреннее существо, которое

стоит в совместной связи со сверх-чувственным Миром. Душа обычно не сознает

эту совместную связь, потому что она привыкла воспитывать мыслительную

особность только на чувственном мире. Она считает поэтому за непонимаемо то,

что ей будет сообщено из сверх-чувственного Мира. Это есть, однако, не

только понимаемо для воспитанного через Духовное обучение мышления, но для

каждого мышления, которое сознает себе свою полную силу и желает себя

таковой обслуживать. - Через то, что непрестанно делают своей собственностью

то, что говорит Духовное исследование, привыкают к мышлению, которое

созидает не из чувственных наблюдений. Учатся распознавать, как во

Внутреннем Души одна мысль ткется к другой, как одна мысль ищет другую,

также когда мысленные связи не были задействованы силами чувственного

наблюдения. Существенное при этом есть то, что будут осознавать, как Мир

мыслей имеет внутреннюю жизнь, как уже обнаруживают себя, в том что

действительно мыслят, в области сверх-чувственного живого Мира. Говорят

себе: Это есть нечто во мне, что образует организм мыслей; но я есть,

все-же, одно с этим „нечто'. Переживают так в отдаче

чувственносто-свободному мышлению, что существует нечто существенное, что

вливается в нашу внутреннюю жизнь, как качества чувственных вещей вливаются

в