Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

себя, который

он понимает так, чтобы истолковывать. Продвижение будет как правило все-таки

сделано так, что сначала Духовному ученику представляют себя некоторые

явления имагинативного Мира и после некоторого времени, он получает в себе

ощущение: Теперь начинаю я также ориентироваться. - Однако еще Мир

инспирации есть нечто полностью новое напротив такового голой имагинации.

Через эту воспринимают превращение одного процесса в другой, через ту

учаться узнавать внутренние качества существ, которые себя превращают. Через

имагинацию познают Душевное внешне-проявление существ; через инспирацию

проникают в их Духовное Внутреннее. Познают прежде всего множественность

Духовных существ и об отношениях одного к другому. С множественностью

различных существ имеют дело также в физически-чувственном мире; в Мире

инспирации есть эта множественность, однако, другого характера. Здесь есть

каждое существо в полностью определенных отношениях к другим, не как в

физическом мире через внешнее воздействие на таковые, но через свою

внутреннюю сотворенность (Beschaffenheit). Когда воспринимают некое существо

в инспиративном Мире, то показывает себя не некое внешнее воздействие на

другое существо, которое позволило бы сравнить себя с действием одного

физического существа на другое, но существует некое отношение одного к

другому через внутрениюю устроенность обоих существ. Сравнить позволяет себя

это отношение с таковым в физическом мире, если выбирают к этому отношение

отдельных звуков или букв некого слова к друг другу. Если имеют перед собой

слово, „Mensch (меншь) человек', то оно воздействует через совместное

созвучие звуков „M-e-n-sch' (м-е-н-шь). Не происходит ни некое

столкновение или ни еще некое внешнее воздействие, например, от „М' к

„Е', но оба звука действуют совместно и, именно, внутри целого, через

свою внутреннюю устроенность. Поэтому наблюдение в Мире инспирации позволяет

сравнить себя только с чтением; и существа в таком Мире действуют на

наблюдателя как письменные знаки, которые он должен научиться узнавать и чьи

взаимосвязи должны для него разоблачиться как некое сверх-чувственное

писание. Духовная наука может отсюда познание через инспирацию сравнительным

образом также назвать „чтение сокровенного писания'.

Как через такое „сокровенное писание' будет прочитано и как можно

сообщить прочитанное, должно теперь на предшествующих главах этой книги само

было сделаться ясным. Сначала было описано существо человека, как оно

строится из различных членов. Затем было показано, как Мировое существо, на

котором человек развивается, проходит через различные состояния Сатурна,

Солнца, Луны и Земли. Восприятия, через которые можно познать члены человека

с одной стороны, следующие одно за другим состояния Земли и ее

предшествующие превращения с другой стороны, раскрываются имагинативному

познанию. Теперь, однако, далее необходимо было распознать то, какие

отношения существуют между состоянием Сатурна и физическим телом человека,

состоянием Солнца и эфирным телом человека и так далее. Должно было

показать, что зародыш физического тела человека возник уже в течение

состояния Сатурна, что он далее развился вплоть до своего настоящего облика,

в течение состояний Солнца, Луны и Земли. Должно было, например, также быть

указано на то, какие изменения произошли с человеческим существом через то,

что однажды Солнце отделилось от Земли, что нечто аналогичное произошло

относительно Луны. Должно было далее сообщить о том, что действовало

совместно для того, чтобы с человечеством могли произойти такие измениения,

как в превращениях в течение Атлантического времени, как они отпечатали себя

в следующих один за другим периодах, Индийском, пра-Персидском, Египетском и

так далее. Описание таких совместных связей выдается не из имагинативного

восприятия, но из распознавания через инспирацию, из чтения сокровенного

писания. Для этого „чтения' имагинативные восприятия есть как буквы

или звуки. Такое „чтение' есть, однако, необходимо не только для таких

разъяснений, как именно обозначенные. Уже сам ход жизни всего человека

невозможно было бы понять, если рассматривать его только через имагинативное

познание. Хотя здесь воспринимали бы то, как с отмиранием Душевно-Духовные

члены