Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

собственного вступления в Духовный мир прежде, чем

он через свою обычную, развитую в физически-чувственном мире силу суждения

не поймет определенные истины о Духовном мире. Что в этой книге сообщено

перед изложениями о „Познании высших Миров', это Духовный ученик при

правомерном ходе развития должен был бы усвоить себе через свою обычную

способность суждения, прежде чем иметь потребность самому пускаться в

сверх-чувственные Миры.

При неком обучении, в котором не смотрят на уверенность и твердость

силы суждения, жизни чувства и характера, может случиться, что перед

учеником предстанет высший Мир прежде, чем он имеет необходимые для этого

внутренние способности. Тогда встреча с двойником подавляла бы его и

приводила бы к заблуждениям. Была бы, однако - что все-таки также было бы

возможно - встреча с двойником полностью избежена и человек однако же был бы

приведен в сверх-чувственный Мир, то он также мало был бы в состоянии,

познать этот Мир в его истинном облике. Ибо это было бы ему полностью

невозможно, чтобы различать между тем, что он сам усматривает в вещах и тем,

что они действительно есть. Такое различение возможно только, когда

воспринимают собственное существо как некий образ и через это отделяют от

окружения все, что проистекает из собственного Внутреннего. - Двойник

действует для жизни человека в физически-чувственном мире так, что он через

обозначенное чувство стыда делает себя тотчас невидимым, когда человек

приближается к Душевно-Духовному миру. Тем самым закрывает он, однако, также

весь сам этот Мир. Как „Страж' стоит он здесь, перед этим Миром, чтобы

заградить доступ тем, которые еще не пригодны к вступлению в этот Мир. Он

может, отсюда, „Страж порога, который перед Душевно-Духовным миром

есть' быть назван. - Помимо, через изложенное вступление в сверх-чувственный

Мир, встречает человек еще при прохождении через физическую смерть этого

„Стража порога'. И он раскрывает себя постепенно в Душевно-Духовном

развитии в течение жизни между смертью и новым рождением. Здесь, однако,

встреча не может подавлять человека, ибо он знает здесь о других Мирах, чем

в жизни между рождением и смертью.

Если человек без того, чтобы иметь встречу со „Стражем порога',

вступил бы в Духовно-Душевный мир, то он мог бы впадать в одно заблуждение

за другим. Ибо он не мог бы никогда различать, что он сам вносит в этот Мир

и что ему действительно принадлежит. Правомерное обучение должно, однако,

вести Духовного ученика в область истины, не в таковую иллюзии. Такое

обучение будет через самое себя таким, что встреча необходимо должна однажды

произойти. Ибо оно есть одно из, для наблюдения сверх-чувственных Миров,

правил предосторожности, против возможности заблуждения и фантастики. - Это

принадлежит к самым неотложным пред-мерам, которые каждый Духовный ученик

должен предпринять, чтобы тщательно работать над собой, чтобы не стать

фантастом, неким человеком, который может впасть в некое возможное

заблуждение, само-обман (внушение и само-внушение). Где указания Духовного

обучения будут верно последуемы, там будут одновременно уничтожены

источники, которые могут нести заблуждение. Здесь не может, конечно,

говориться о всех многочисленных отдельных подробностях, которые при таких

пред-мерах входят в рассмотрение. Может быть только указано, на что

приходится главное. Заблуждения, которые здесь входят в рассмотрение,

проистекают из двух источников. Они происходят частью от того, что через

собственное Душевное существо окрашивают действительность. В обычной жизни

физически-чувственного мира есть этот источник заблуждения соотносительно

небольшой опасности; ибо здесь будет внешний Мир всегда остро в своем

собственном облике навязываться наблюдению, как его также, наблюдатель, по

своим желаниям и интересам, ни желал бы окрасить. Как только, однако,

вступают в имагинативный Мир, меняют себя его образы через такие желания и

интересы и имеют как некую действительность перед собой то, что только сами

образовали или со-образовали. Через то теперь, что через встречу со

„Стражем порога' Духовный ученик узнает все, что в нем есть, что он,

итак может внести в Душевно-Духовный мир, является этот источник заблуждения

устраненным. И подготовление, которое