Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

крест. Таковой пусть будет чувство-образ для уничтоженного низшего

побуждений и страстей; и там, где пересекаются брусья креста, мыслят себе

семь красных лучащихся роз, упорядоченных в круге. Эти розы пусть будут

чувство-образом для крови, выражением для просветленных, очищенных страстей

и побуждений. (* Главное приходится не на то, насколько находит то или иное

естественно-научное представление выше-приведенные мысли правомерными или

нет. Ибо дело идет о развитии таких мыслей о растении и человеке, которые

могут быть завоеваны без всякой теории, через простое непосредственное

созерцание. Такие мысли имеют ведь все-же также свое значение наряду с, в

другом отношении не менее значимыми теоретическими, представлениями о вещах

внешнего мира. И тут есть эти мысли не для того здесь, чтобы состояние дел

научно представить, но чтобы построить чувство-образ, который оказывается

Душевно действенным, все равно какие возражения приходят тому или иному лицу

при построении такого чувство-образа.) Это чувство-образное представление

должно теперь быть таким, которое вызывают перед Душой так, как это выше

было наглядным на воспоминании-представлении. Такое представление имеет

Душевно-пробуждающую силу, если предаются ему во внутреннем погружении.

Любое другое представление должно попытаться исключить во время погружения.

Только один описанный чувство-образ должен парить в Духе перед Душой,

настолько живо насколько это возможно. - Это есть не без значения, что такой

чувство-образ был приведен здесь не просто как пробуждающее представление,

но что он сначала был построен через известные представления о растении и

человеке. Ибо действие такого чувство-образа зависит от того, что его

совместно-составляют описанным образом, прежде чем его применяют ко

внутреннему погружению. Представляют его себе, без того, чтобы проделать

сперва в собственной Душе такого построения, то остается он холодным и более

не-действенным, чем когда он через подготовление приобрел свою

Душе-просветляющую силу. Во время погружения должно, все-же, все

подготовительные мысли не вызывать в Душе, но только иметь образ живо перед

собой парящим в Духе и при этом позволить воспарить тому восприятию, которое

установило себя как результат подготовительных мыслей. Так чувство-образ

становится знаком (Zeichen) наряду с восприятием-переживанием. И в

пребывании Души в этом переживании лежит действенность. Чем дольше возможно

пребывать без того, что вмешивается некое другое мешающее представление, тем

действеннее есть весь процесс. Все-же есть это хорошо, когда вне времени,

которое посвящают собственно погружению, часто через мысли и чувства

повторяют вышеописанным способом построение образа, чтобы восприятие не

поблекло. Чем больше терпения имеют для такого обновления, тем значимее

будет образ для Души. (В изложениях моей книги „Как достигнуть

познания высших миров?' указаны еще другие примеры средств для внутреннего

погружения. Особенно действенны там же охарактеризованные медитации над

становлением и прехождением растения, над дремлющими в растении-семени-зерне

силами становления, над формой кристаллов и так далее. Здесь, в этой книге,

на неком примере должна была быть показана сущность медитации.)

Некий такой чувство-образ, как он здесь описан, не отображает внешнего

предмета или существа, который будет вынесен через природу. Однако именно

прямо через это имеет он свою побуждающую силу для известных чисто Душевных

способностей. Все-таки некто мог бы выдвинуть возражение. Он мог бы сказать:

Конечно, „целое', как чувство-образ наличиствует не через природу, но

все отдельные подробности заимствованы, однако, из этой природы, черный

цвет, розы и так далее. Все это будет однако воспринимается через чувства.

Кто будет потревожен через такое возражение, тот должен обдумать, что не

отображения чувственных восприятий есть то, что ведет к пробуждению высших

Душевных способностей, но что это действие будет вызвано единственно только

через способ сочетания этих отдельных подробностей. А это сочетание не

отображает ничего, что наличиствует в чувственном мире.

На чувство-образе - как пример - должен был быть сделать наглядным

процесс действенного погружения Души. В Духовном обучении могут быть

применены многообразнейшие образы такого