Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

в правильное

отношение к нему, не позволить ему ничего сделать, что не происходило бы под

влиянием новорожденного „Я', это усиливает и укрепляет силы человека.

- Теперь, есть это в высшем Мире с само-познанием в известном направлении

по-другому, чем в физически-чувственном мире. В то время как в последнем

само-познание выступает только как внутреннее переживание, представляет себя

новорожденная Самость сразу же как Душевно-внешнее явление. Видят свою

новорожденную Самость как некое другое существо перед собой. Однако не могут

полностью воспринимать его. Ибо на какую бы ступень ни удалось бы взойти

человеку на пути в сверх-чувственные Миры: имеются всегда еще более высокие

ступени. На таковых будут всегда еще больше воспринимать от своей

„высшей Самости'. Итак таковое может Духовному ученику на какой-нибудь

ступени разоблачать себя только частичным образом. Теперь, однако искушение

есть неимоверно велико, которому подвергается человек, когда он сначала

будет воспринимать нечто из своей „высшей Самости', чтобы эту

„высшую Самость' рассматривать как бы с точки зрения, которую он

завоевал в физически-чувственном мире. Это искушение есть даже хорошее и

должно наступить, если развитие должно идти правильно. Должно рассмотреть

то, что предстает как двойник, „Страж порога' и поставить его перед

„высшей Самостью', чтобы можно было заметить расстояние между тем, что

человек есть и тем, чем человек должен стать. При таком рассмотрении

„Страж порога' начинает принимать полностью другой облик. Он

представляет себя как некий образ всех препятствий, которые устанавливают

себя против развития „высшей Самости'. Будут воспринимать, какой груз

тащят в своей обычной Самости. И являются через свое подготовление не

достаточно сильным, чтобы сказать себе: Я не буду здесь остановливаться, но

буду неуклонно развивать себя к „высшей Самости', то будут

парализованы и испуганы тем, что предстоит. Остаются тогда погруженным в

Душевно-Духовный мир, но прекращают себя дальше вырабатывать. Становятся

пленником того облика, который теперь стоит перед Душой через „Стража

порога'. Важное есть то, что при этом переживании человек не имеет ощущения,

будто он есть пленник. Будут много более верить, что переживают нечто

полностью другое. Облик, который вызывает „Страж порога', может быть

таков, что он выносит в Душе наблюдателя впечатление, будто таковой имеет,

теперь, в образах, которые выступают на этой ступени развития, уже полный

охват всех только возможных Миров перед собой; будто достигли вершины

познания и не нуждаются, чтобы стремиться дальше. Вместо пленника, человек

может почувствовать себя неизмеримо богатым обладателем всех Мировых тайн. О

том, что человек может иметь такое переживаение, которое представляет

противоположную часть истинного состояния дел, не станет удивляться тот, кто

обдумает, что ведь тогда, когда это переживают, уже стоят в Душевно-Духовном

мире и что особенностью этого Мира есть то, что события в нем могут

представлять себя наоборот. В этой книге на этот факт было указано при

рассмотрении жизни после смерти.

Облик, который воспринимают на этой ступени развития, показывает ему

еще нечто другое, чем тот, в котором ему сперва представил себя „Страж

порога'. В этом двойнике должны были быть восприняты все те качества,

которыми обладает обычная Самость человека вследствие влияния сил Люцифера.

Теперь, однако, в ходе человеческого развития через влияние Люцифера в

человеческую Душу вовлечена некая другая властная сила. Это есть таковая,

которая была обозначена как сила Аримана в прежних частях этой книги. Это

есть та сила, которая в физически-чувственном существовании препятствует,

чтобы за поверхностью чувственного воспринимать расположенных

Душевно-Духовных существ внешнего Мира. Что стало под влиянием этой силы с

человеческой Душой, это показывает в образе тот облик, который выступает при

охарактеризованном переживании. - Кто, соответствующе подготовленным

подступает к этому переживанию, тот даст ему его истинное истолкование; и

тогда вскоре покажет себя некий другой облик, который в противоположность

обозначенному „Малому Стражу' можно назвать „Великий Стражем

порога'. Таковой сообщает