Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

Духовному ученику, что он не должен оставаться

стоять на этой ступени, но энергично работать дальше. Он вызывает в

наблюдателе сознание, что Мир, которым он овладел, только тогда станет

истиной и не превратит себя в никакую иллюзию, когда работа соответствующим

образом будет продолжена дальше. - Кто, однако, через некое неправомерное

Духовное обучение неподготовленно подступил бы к этому переживанию, тому

тогда, когда он приходит к „Великому Стражу порога' влилось бы в Душу

нечто, что только можно будет сравнить с „чувством некого неизмеримого

ужаса', некого „безграничного страха'.

Как встреча с „Малым Стражем порога' Духовному ученику дает

возможность, чтобы проверить себя, защищен ли он от заблуждений, которые

могут возникнуть через внесение им своего существа в сверх-чувственный Мир,

так может он на переживаниях, которые ведут его в конце к „Великому

Стражу порога' проверить, является ли он выросшим для заблуждений, которые

выше были приведены назад ко второму обозначенному источнику. Удается ему

оказать противодействие той властной иллюзии, которая достигнутый Мир

образов обманчиво показывает ему как богатое достояние, в то время как он

сам, однако, есть только пленник, то является он в дальнейшем ходе своего

развития также предохраненным от того, чтобы принять видимость за

действительность.

„Страж порога' для каждого отдельного человека будет принимать до

известной степени некий индивидуальный облик. Встреча с ним соответствует

ведь как раз тому преживанию, через которое будет преодолен личный характер

сверх-чувственных наблюдений и будет дана возможность вступить в некую

область переживаний, которые являются свободными от личной окраски и

действенными для каждого человеческого существа.

*

Когда Духовный ученик имел описанные преживания, тогда он способен,

чтобы различать в Душевно-Духовном окружающем мире то, что он сам есть, от

того, что есть вне его. Он будет тогда распознавать, как необходимо

понимание описанного в этой книге Мирового процесса, чтобы понимать человека

и саму его жизнь. Понимают ведь физическое тело только, когда познают, как

оно построило себя через Сатурно-, Солнце-, Луно- и Земле-развитие. Понимают

эфирное тело, если прослеживают его образование через Солнечное, Лунное и

Земное развитие. Понимают, однако, также то, что в настоящее время совместно

связано с развитием Земли, когда познают, как постепенно все развернуло

себя. Через Духовное обучение будут установлены в состояние, чтобы познать

соотношение всего, что есть у человека к соответствующим фактам и существам,

находящегося вне человека Мира. Ибо это есть так: что каждый член у человека

стоит в неком отношении ко всему остальному Миру. В этой книге об этом могли

быть сделаны ведь только намеки в эскизно-образном очерке. Должно, однако,

обдумать, что например, физическое тело человека в течение Сатурно-развития

имелось только в первом задатке. Его органы: сердце, легкие, мозг образовали

себя позднее, в течение времени Солнца, Луны и Земли, из первых задатков.

Так значит, сердце, легкие и так далее, стоят в известных отношениях к

развитию Солнца, Луны и Земли. Полностью соответствующе есть это с членами

эфирного тела, чувственного тела, чувственной Души и так далее. Человек

образован из целого, ему ближе всего расположенного Мира; и каждая

отдельность которая есть у него, соответствует некому процессу, некому

существу внешнего Мира. Духовный ученик приходит на соответсвующей ступени

своего развития к тому, чтобы познать это отношение своего собственного

существа к великому Миру. И можно эту ступень познания назвать восприятием

соответствия „малого Мира', Микрокосмоса, самого человека и

„великого Мира', Макрокосмоса. Когда Духовный ученик достигает такого

познания, тогда для него может наступить новое переживание. Он начинает

чувствовать себя как сросшимся со всем Мирозданием, хотя и ощущает свою

полную самостоятельность. Это ощущение есть некое восхождение в целый Мир,

Одно-становление (Einswerden) с ним, но без того, чтобы потерять собственное

существо. Можно эту ступень развития обозначить как „Одно-становление

с Макрокосмосом'. Это есть значимо, чтобы это Одно-становление не мыслить

так, как если через таковое прекращалось бы