Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

отношении находят себя противопоставленным. Чувствуют себя

временно извне того, что иначе рассматривали как собственное существо, как

свое „Я'. Это есть так, как если в полной разумности живут теперь в

двух „Я'. Одно есть то, которое знали до сих пор. Второе стоит как

некое новорожденное существо над таковым. И чувствуют как первое достигает

определенную самостоятельность напротив второго; примерно так, как тело

человека имеет известную самостоятельность напротив первого „Я'. - Это

переживание имеет большое значение. Ибо через таковое человек знает, что

называется жить в том Мире, который он стремится достичь через обучение.

Второе - новорожденное - „Я' может теперь быть приведено к

восприятию в Духовном мире. В нем может развиваться то, что для этого

Духовного мира имеет значение, которое приходится органам чувств для

чувственно-физического мира. Продвигается это развитие вплоть до необходимой

степени, то будет человек ощущать себя не только как новорожденное

„Я', но он будет отныне воспринимать вокруг себя Духовные факты и

Духовные существа так, как он через физические чувства воспринимает

физический мир. И это есть третье значимое переживание. Чтобы полностью

справиться на этой ступени Духовного обучения, человек должен считаться с

тем, что с усилением Душевных сил себялюбие (Selbstliebe) и чувство Самости

(Selbstsinn) выступают в такой степени, которую вообще не знает обычная

Душевная жизнь. Это было бы недоразумение, если некто мог бы верить, что

здесь на этом пункте должно говорить только об обычном себялюбии. Таковое на

этой ступени развития усиливается так, что оно принимает вид некой природной

силы в пределах собственной Души, и к этому принадлежит большое

воле-обучение, чтобы победить это усиленное чувство Самости. Это чувство

Самости будет, примерно как, произведено не через Духовное обучение; оно

имеется всегда; оно достигает только до сознания через Духо-переживание.

Воле-обучение должно другому Духо-обучению полностью уступить сторону. Здесь

есть сильное побуждение чувствовать себя блаженно в Мире, который только

сами себе создали. И должно в определенной мере вышеупомянутым образом уметь

погасить то, для чего только со всем напряжением старались. В достигнутом

имагинативном Мире должно погасить себя. Против, однако, борятся сильнейшие

побуждения чувства Самости. - Легко может возникнуть вера, что упражнения

Духовного обучения есть нечто внешнее, что отвращается (absieht) от

морального развития Души. Напротив этому должно быть сказано, что моральная

сила, которая необходима для обозначенной победы чувства Самости, не может

быть достигнута, без того, чтобы моральный настрой Души будет донесен на

соответствующую ступень. Прогресс в Духовном обучении немыслим без того,

чтобы одновременно необходимо не получился моральный прогресс. Без моральной

силы невозможна упомянутая победа чувства Самости. Весь разговор о том, что

истинное Духовное обучение не есть одновременно моральное обучение,

является, однако нецелесообразным. Только тому, кто не знает такое

переживание, может выдать себя возражение: как можно знать, что тогда, когда

мы верим, что имеют Духовное восприятие, имют дело с реальностями, а не с

голыми воображениями (видениями, галлюцинациями и так далее)? - Дело есть

именно таково, что тот, кто в правомерном обучении достиг охарактеризованной

ступени, может отличать свое собственное представление от Духовной

действительности также, как человек со здоровым рассудком может отличать

представление некого раскаленного куска железа от действительного наличия

такового, которого он касается рукой. Различие дает именно здоровое

переживание и ничто другое. И также в Духовном мире пробный камень дает сама

жизнь. Как знают, что в чувственном мире воображаемый кусок железа, каким

еще раскаленным его себе ни мыслить, не обжигает пальцы, так знает обученный

Духовный ученик, переживает ли он только в своем воображении Духовный факт

или же на его пробужденные Духовные органы восприятия делают впечатление

действительные факты или существа. Меры-правила, которые должно соблюдать во

время Духовного обучения, чтобы в этом отношении не пасть жертвой

заблуждений, будут еще оговариваться в последующем изложении.

Это есть огромного