Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

они не выступают даже как утонченные

воздушные образования, из которых могли бы исходить воздействия, которые

напоминают впечатления чувств. От них имеются чисто Духовные звуковые,

световые, тепловые впечатления. Таковые не выражаются ни через какие

материальные воплощения. Они могут быть схвачены только через

сверх-чувственное сознание. Можно, однако, все-же сказать, что эти существа

имеют некое „тело'. Однако таковое показывает себя в пределах их

Душевного, которое проявляет себя как их современное существо, как некая

сумма уплотненных воспоминаний, которые они несут в себе в своем Душевном

существе. В их существе можно различать между тем, что они сейчас переживают

и тем, что они пережили и о чем вспоминают. Это последнее содержится в них

как нечто телесное. Они переживают это, как Земной человек переживает свое

тело. Для некой ступени сверх-чувственного наблюдения, которая есть выше,

чем была только что обозначена необходимой для познания Луны и Юпитера,

становятся воспринимаемы сверх-чувственные существа и вещи, которые являются

далее развитыми обликами того, что уже существовало во время Солнечного

состояния, но в настоящее время имеет такую высокую ступень бытия, что

таковые вообще не существуют для сознания, которое донесло это только к

восприятию Лунных форм. Также образ этого Мира расщепляет себя при

внутреннем погружении опять на два. Один ведет к познанию Солнечного

состояния прошлого; другой представляет будущую форму Земли, именно ту, в

которую будет превращена Земля, когда в облики того Мира будут влиты

воздействия процессов Земли и Юпитера. Что таким образом наблюдают из этого

будущего Мира может быть в смысле Духовной науки обозначено как состояние

Венеры. Аналогичным образом получается, для некого еще далее развитого

сверх-чувственного сознания, будущее состояние развития, которое может быть

обозначено как состояние Вулкана и которое стоит в одинаковой взаимосвязи с

состоянием Сатурна, как состояние Венеры с состоянием Солнца, а состояние

Юпитера с состоянием развития Луны. Можно, следовательно, когда прошлое,

настоящее и будущее Земного развития вовлекают в рассмотрение, говорить о

развитии Сатурна, Солнца, Луны, Земли, Юпитера и Вулкана. - Как эти

охватывающие взаимосвязи Земного развития, так также для сознания выдаются

наблюдения над неким ближайщим будущим. Каждому образу прошлого

соответствует таковой будущего. Однако, когда речь идет о таких вещах, нечто

должно быть подчеркнуто, чье учитывание настолько необходимо, насколько

только возможно оно должно быть рассматриваемо. Должно, если желают

распознать равное таковому, совершенно отбросить мнение, что голое, на

чувственной действительности воспитанное философское размышление об этом,

может что-либо обосновать. Никогда не могут и не должны быть исследованы эти

вещи через такое размышление. Кто поверил бы примерно в то, что когда он

через Духовную науку получил сообщение о том, каким было Лунное состояние:

он мог бы через такое размышление вывести как это выглядело бы на Юпитере,

если он Земные взаимосвязи и Лунные взаимосвязи удерживает вместе, тот

предает себя огромным заблуждениям. Исследованными эти взаимосвязи могут

быть только тем, что сверх-чувственное сознание возвысит себя к наблюдению.

Только когда исследованное будет сообщено, оно может быть понято без

сверх-чувственного сознания.

Напротив сообщениям о будущем есть Духовный исследователь в неком

другом положениии, чем напротив таковым, которые затрагивают прошлое.

Человек не может сначала вообще стоять напротив будущим событиям так

непредвзято, как это возможно ему относительно прошлого. Что совершится в

будущем, возбуждает человеческое чувствование и воление; прошлое будет

переноситься полностью другим образом. Кто наблюдает жизнь, знает, как это

уже действенно для обычного бытия. В какой громадной степени это возвышает

себя, какие формы это принимает напротив скрытых фактов жизни, об этом может

иметь знание только тот, кто знает известные вещи сверх-чувственных Миров. И

этим дано основание, почему познания об этих вещах завязаны на полностью

определенные границы.

Так, как может быть представлено великое Мировое развитие в

последовательности его состояний от времени Сатурна