Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

что человек, вместо того, чтобы прийти к

спокойному, настоящему сверх-чувственному созерцанию, стал бы мечтателем и

фантастом. В своем дальнейшем развитии Духовный ученик достигает к тому,

чтобы сделать образованные течения и членения своего эфирного тела

независимыми от физического тела и использовать их самостоятельно. При этом

цветки лотоса служат ему как инструменты, через которые он движет эфирное

тело. Прежде, чем это совершается, должны, однако, во всей окруженности

эфирного тела, образовать себя особые течения и излучения, которые его, как

через некую тонкую сеть замыкают в себе и делают его неким замкнутым в себе

существом. Когда это произошло, могут беспрепятственно происходящие в

эфирном теле течения и движения, соприкасать себя с внешним Душевно-Духовным

Миром и соединить себя с ним так, что внешнее Духовно-Душевное совершающееся

и внутреннее (таковое в человеческом эфирном теле) втекают одно в другое.

Когда это совершается, наступает временной пункт, в котором человек

сознательно воспринимает Мир инспирации. Это познание наступает другим

образом, чем познание в отношении чувственно-физического мира. В таковом

получают восприятия через чувства и затем делают себе об этих восприятиях

представления и понятия. При знании через инспирацию, это не есть так. Что

познают есть непосредственно в одном акте здесь; не имеется некого

размышления после восприятия. Что для чувственно-физического познания будет

завоевано только впоследствии в понятиях, при инспирации является данным

одновременно с восприятием. Поэтому, слились бы совместно с Душевно-Духовным

окружающим Миром в одно, не могли бы себя от него вообще отличить, если бы

не образовать выше охарактеризованной сети в эфирном теле.

Когда будут делаться упражнения для интуиции, то воздействуют они не

единственно на эфирное тело, но вплоть в сверх-чувственные силы физического

тела. Не следует себе, все-таки, представлять, что таким образом в

физическом теле происходят воздействия, которые доступны обычному

чувственному наблюдению. Это есть воздействия, которые может судить только

сверх-чувственное познание. Они не имеют ничего поделать со всем внешним

познанием. Они устанавливаются, как успех зрелости сознания, когда таковое

может иметь переживания в интуиции, несмотря на то, что обособило из себя

все прежде известные внешние и внутренние переживания. - Теперь, есть однако

опыты в интуиции нежны, интимны и утонченны; и физическое человеческое тело

есть на современной ступени своего развития для них грубо. Оно дает поэтому

сильно действующее препятствие для успеха упражнений интуиции. Будут таковые

продолжены с энергией, выдержкой и в необходимом внутреннем покое, то

преодолевают они в конце концов могущественные препятствия физического тела.

Духовный ученик замечает это на том, что он постепенно известные

внешние-проявления физического тела, которые прежде полностью следовали без

его сознания, получает в свою власть. Он замечает это также на том, что на

короткое время ощущает потребность, например, дыхание (или аналогичное)

установить так, чтобы это пришло в некий род созвучия или гармонии с тем,

что Душа исполняет в этих упражнениях или иначе во внутреннем погружении.

Идеал развития есть то, что через само физическое тело вообще никакие

упражнения, также такие дыхательные упражнения не были бы проделаны, но

чтобы все, что с ним должно быть совершено, устанавливало бы себя только как

некое последствие чисто интуиционных упражнений.

*

Когда Духовный ученик восходит по пути в Миры высшего познания, то

замечает он на некой известной ступени, что совместное удерживание сил его

личности принимает некую другую форму, чем в физически-чувственном мире. В

таковом „Я' задействует целостное (einheitliches) совместное действие

Душевных сил, прежде всего мышления, чувствования и воления. Эти три

Душевные силы находятся ведь в обычных человеческих жизне-положениях пока

всегда в известных отношениях. Видят, например, некую известную вещь во

внешнем Мире. Она нравится или не нравится Душе. Это называется, что с

известной необходимостью к представлению о вещи присоединяется чувство

удовольствия или неудовольствия. Вожделеют также пожалуй эту вещь или

получают импульс в этом или том направлении изменить ее. Это