Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

обучение. О само-посвящении здесь не должно быть говорено, ибо

оно может наступить именно без наблюдения каких-либо правил. Должно быть,

однако, изложено, как через обучение, можно развить зародышно дремлющие в

Душе органы восприятия. Люди, которые не чувствствуют в себе никакого

особого побуждения чтобы сделать нечто для своего развития, легко скажут:

человеческая жизнь находится под управлением Духовных сил, в чье

водительство не следует вторгаться; должно спокойно выжидать момента, в

который эти силы считают верным раскрыть Душе некий другой Мир. Это будет,

пожалуй, также такими людьми воспринято как некий род дерзости или как некое

неправомерное вожделение вторгаться в мудрость Духовного водительства.

Личности, которые так думают, будут только тогда приведены к другому мнению,

когда на них некое определенное представление произведет достаточно сильное

впечатление. Когда они себе скажут: То мудрое водительство дало мне

определенные способности; оно дало мне таковые не для того, чтобы я оставил

их неиспользованными, но чтобы я применял их. Мудрость водительства состоит

в том, что оно вложило в меня зародыши для некого высшего состояния

сознания. Я понимаю это водительство только, когда я воспринимаю это как

долг, что человеку будет проявлено все, что через их Духовные силы может

быть проявлено. Когда такая мысль произведет достаточно сильное впечатление

на Душу, тогда вышеуказанные сомнения против обучения в отношении высшего

состояния сознания, исчезнут.

Может, однако, все-таки еще существовать другое сомнение которое

поднимает себя против такого обучения. Можно сказать себе: 'Развитие

внутренних Душевных способностей вторгается в сокровеннейшее святилище

человека. Оно заключает в себе известное превращение всего человеческого

существа. Средство для такого превращения не возможно естествомерно

придумать себе. Ибо, как входят в высший Мир, может знать только тот, кто

путь в таковой знает как собственное переживание. Если обращаются к такой

личности, то позволяют таковому некое влияние на сокровеннейшее святилище

Души'. - Кто так думает, тому невозможно было бы предоставить особого

успокоения, если ему средства для достижения высшего состояния сознания были

бы предложены в книге. Ибо дело идет ведь не о том, получают ли устно

сообщеное или если некая личность, которая имеет знание такого средства,

излагает таковое в книге, и некто другой познает его оттуда. Существуют,

теперь, личности, которые обладают знанием правил для развития Духовных

органов восприятия и которые представляют взгляд, что эти правила нельзя

доверять книге. Такие личности большей частью считают также сообщение

определенных истин, которые касаются Духовного мира, недопустимым. Однако

должно такое воззрение напротив современной временной эпохе развития

человечества в определенном отношении обозначить устаревшим. Верно, что с

сообщениями соответствующих правил можно идти только до определенного

пункта. Однако ведет сообщаемое так далеко, что тот, кто применяет таковое к

своей Душе, в развитии познания достигает того, что он может найти затем

дальнейший путь. Такой путь ведет затем дальше некоторым образом, о котором

верное представление можно получить также только через прежде проделанное.

Из всех этих фактов могут получиться сомнения против пути Духовного

познания. Эти сомнения исчезают, если удерживают во взоре сущность того хода

развития, который нашей временной эпохе предписывается соразмерным. Об этом

пути здесь и должно говориться, а на другие обучения будет только кратко

указано.

Оговариваемое здесь обучение, дает тому, кто имеет желание к своему

высшему развитию, в руки средства предпринять превращение своей Души. Некое

предосудительное вторжение в существо ученика было бы только тогда в

наличии, если бы учитель предпринял это превращение через средства, которые

не подлежат сознанию ученика. Такими средствами не пользуется, однако,

никакое верное наставление Духовного развития в нашу временную эпоху.

Таковое не делает ученика никаким слепым инструментом. Оно дает ему правила

поведения; и ученик исполняет их. При этом, когда дело к этому подходит, не

будет умолчано, почему будет дано то или иное правило поведения. Принятие

правил и их применение личностью, которая