Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

Это

представление дерева, когда таковое не стоит перед глазом, есть некое

воспоминание о дереве. Теперь мыслят себе, что сохраняют это воспоминание в

Душе; позволяют Душе как бы покоиться на воспоминании-представлении;

стараются при этом исключить все другие представления. Тогда Душа погружена

в воспоминание-представление дерева. Имеют дело с неким погружением Души в

представление; однако это представление есть отображение некой, воспринятой

через чувства, вещи. Когда, однако, то же самое предпринимают с неким,

установленным в сознании через свободную волю, представлением, то постепенно

можно достигнуть действия, на которое приходится главное.

Должен быть только сделан наглядным пример внутреннего погружения с

чувство-образным представлением. Сначала в Душе должно быть построено такое

представление. Это может происходить следующим образом: представляют себе

растение, как оно укореняется в почве, как оно выгоняет лист за листом, как

оно развертывает себя к цветению. И теперь мыслят себе поставленного рядом с

этим растением человека. Делают в Душе мысль живой, как человек имеет

качества и способности, которые напротив таковым растения могут быть названы

более совершенными. Обдумывают, как он соразмерно своим чувствам и своей

воле, может отправиться туда или сюда, в то время как растение приковано к

Земле. Теперь, однако, говорят себе: да, конечно, человек совершеннее чем

растение; но мне зато встречаются в нем качества, которые я не воспринимаю у

растения и чье не-наличие (Nichtvorhandensein) может мне в известном

отношении явиться более совершенным, чем человек. Человек исполнен

вожделений и страстей; таковым он следует в своем поведении. Я могу у него

говорить о заблуждениях через его побуждения и страсти. У растения я вижу,

как оно чистым законам роста следует от листа к листу, как оно бесстрастно

раскрывает цветение целомудренному Солнечному лучу. Я могу сказать себе:

человек имеет некое известное совершенство перед растением; но это

совершенство он приобрел через то, что он к являющимися мне чистыми силам

растения в своем существе позволил вступить побуждениям, вожделениям и

страстям. Я представляю себе теперь, что через растение течет зеленый

цвето-сок и что таковой есть выражение для чистых бесстрастных законов

роста. И затем я представляю себе, как через вены человека течет красная

кровь и как таковая есть выражение для побуждений, вожделений и страстей.

Все это я позволяю возникнуть как некая живая мысль в моей Душе. Затем я

представляю себе далее, как человек является способным к развитию; как он

свои побуждения и страсти может просветлить и очистить через свои высшие

Душевные способности. Я мыслю себе, как через это будет уничтожено низшее в

этих побуждениях и страстях и таковые будут опять-рождены на более высокой

ступени. Тогда кровь позволено будет представить как выражение очищенных и

просветленных побуждений и страстей. Я смотрю, например, в Духе на розу и

говорю себе: в красном соке розы вижу я цвет зеленого растительного сока,

превращенного в красный; и красная роза следует, как и зеленый лист, чистым

бесстрастным законам роста. Красное розы пусть будет мне чувство-образ

(Sinnbild) такой крови, которая является выражением просветленных побуждений

и страстей, которые отбросили все низшее и в своей чистоте равняются силам,

которые действуют в красной розе. Я пытаюсь теперь, такие мысли переработать

не только в моем рассудке, но позволить им в моем восприятии стать живыми. Я

могу иметь блаженное восприятие, когда я представляю себе чистоту и

бесстрастность растущего растения. Я могу породить в себе чувство, как

определенные высшие совершенства должны быть куплены через приобретение

побуждений и вожделений. Это может блаженство, которое я воспринимал прежде,

превратить в строгое чувство; и затем во мне может зашевелиться некое

чувство освобождающего счастья, когда я предаю себя мысли о красной крови,

которая может стать носителем внутренне чистых переживаний, как красный сок

розы. Главное приходится на то, что человек не безчувственно поставил себя

напротив мыслей, которые служат к построению чувство-образного

представления. После того, как проходятся в таких мыслях и чувствах,

превращают их в следующее чувство-образное представление. Представляют себе

черный