Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

входят не только те

препятствия, которые замечают, но много больше даже те, которые в обычной

жизни вовсе не замечают. - Однако прямо через существо человека возможно

некое переходное состояние в этом отношении. Что Душа сначала против

препятствий физического мира не может исполнить в бодрствующем состоянии,

удается ей в состоянии сна. Кто предается внутреннему погружению, тот при

надлежащей внимательности воспримет нечто в своем сне. Он почувствует, что

он во время сна „не совсем спит', но что его Душа имеет времена, в

которые она будучи спящей, однако, в неком известном роде является

деятельной. В таких состояниях естественные процессы задерживают влияния

внешнего мира, которые Душа бодрствуя еще не может задержать из собственной

силы. Когда, однако, теперь упражнения погружения уже подействовали, то Душа

во время сна освобождает себя из безсознательности и чувствует

Духовно-Душевный мир. Это может наступить двояким образом. Можно человеку во

время сна стать ясным: я есть теперь в неком другом Мире, или, однако, он

может в себе после пробуждения иметь воспоминание: я был в неком другом

Мире. Для первого необходима, все-таки, большая внутренняя энергия, чем для

второго. Отсюда, будет последнее, у начинающего в Духовном обучении, более

частым. Постепенно может это идти так далеко, что ученику после пробуждения

кажется: я был целое сновидческое время полностью в другом Мире, из которого

я вынырнул при пробуждении. И его воспоминание о существах и фактах этого

другого Мира будет все более определеннее. У Духовного ученика тогда в той

или иной форме вступило то, что в Духовной науке можно назвать непрерывность

(Kontinuitaet, континьюитет) сознания. (Продолжение сознания во время сна).

Этим, однако, вовсе не подразумевается, что как бы человек всегда во время

сна имеет свое сознание. Уже многое достигнуто в непрерывности сознания,

когда человек, который иначе спит как некий другой, имеет во время сна

известные времена, в которые он может как бы сознательно смотреть на

Духовно-Душевный мир, или когда он в бодрствовании может опять как бы

смотреть на такие кратко длящиеся состояния сознания. Но не без внимания

должно, однако, быть оставлено, что здесь изложенное, все-же, нужно понимать

только как переходное состояние. Это хорошо, ради Духовного обучения пройти

через это переходное состояние; но совсем не следует верить, что некое

завершенное воззрение в отношении Душевно-Духовного мира должно быть

сотворено из такого переходного состояния. Душа в этом состоянии неуверенна

и не может здесь внутри еще полагаться на то, что она воспринимает. Но она

собирает через такие переживания все больше силы, чтобы затем во время

бодрствования достигнуть к тому, чтобы удерживать от себя мешающие влияния

физического внешнего и внутреннего Мира и таким образом достигнуть к

Душевно-Духовному наблюдению, когда не приходят никакие впечатления через

чувства, когда молчит завязанный на физический мозг рассудок и когда также

представления погружения удалены из сознания, через которые ведь только

подготовили себя к Духовному созерцанию. -Что через Духовную науку в этой

или той форме будет опубликовано, не должно никогда происходить из некого

другого Духовно-Душевнего наблюдения, чем из такового, которое сделано в

состоянии полного состояния бодрствования.

Два Душевных переживания в дальнейшем ходе Духовного обучения являются

важными. Одно есть то, через которое человек может сказать себе: когда я,

отныне, оставляю без внимания также все, что может дать мне физический

внешний мир на впечатлениях, то я взираю в мое Внутреннее, однако, не как на

некое существо, которому погашена всякая деятельность, но я взираю на

существо, которое осознает само себя в Мире, о котором я ничего не знаю, так

долго, пока я позволяю побуждать себя только тем чувственным и обычным

рассудочным впечатлениям. Душа имеет в это мгновение ощущение, что она в

себе самой родила новое существо, как Душе-сущностное ядро, выше описанным

образом. И это существо есть таковое совсем других свойств, чем есть те,

которые прежде были в Душе. - Второе переживание состоит в том, что свое

прежнее существо отныне могут иметь рядом с собой как некое второе существо.

То, в чем знали себя до сих пор заключенным, становится нечто, чему в

известном