Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

которые имели еще естественную способность восприятия для

сверх-чувственного Мира и которые через их развитие все же поднимались в

некий высший Мир, не смотря на то, что они оставляли без внимания новые

рассудочные и нравственные силы. Через них был создан переход от древнего

рода посвящения к новому. Такие личности еще существовали также для

последующих временных промежутков. Это есть как раз существенное четвертого

временного промежутка, что через замкнутость-бытие Души от непосредственного

сообщения с Душевно-Духовным миром, человек был укреплен, усилен в

рассудочных и чувственных силах. Души, которые тогда воплощались так, что

они развили в высокой мере рассудочные и чувственные силы, переносили затем

результат этого развития в свои воплощения в пятый временной период. Как

замена для такой замкнутости имелись тогда мощные предания пра-древних

собраний мудрости, именно, события Христа, которые через силу своего

содержания давали Душам доверительное знание о высших Мирах. - Теперь

имелись, однако, всегда также люди, которые развили высшие познавательные

силы вдобавок к рассудочным и чувственным способностям. Им возлагалось факты

высших Миров и, именно, тайну события Христа испытать через непосредственное

сверх-чувственное знание. От них изливалось в Души других людей всегда

настолько много, насколько этим Душам было понятно и хорошо. - Первое

распространение Христианства должно было соразмерно смыслу Земного развития

выпасть на такое время, в которое сверх-чувственные познавательные силы у

большей части человечества не были развиты. Поэтому сила предания тогда была

такой могущественной. Требовалась крепчайшая сила для того, чтобы вести к

доверию в сверх-чувственный Мир людей, которые сами не могли взирать в этот

Мир. Почти всегда имелись (если не рассматривать одно короткое

исключительное время в тринадцатом столетии) также такие люди, которые через

имагинацию, инспирацию, интуицию могли возвысить себя к высшим Мирам. Такие

люди есть после-Христовые последователи древних посвященных, руководители и

участники знаний Мистерий. Они имели задание через свои собственные

способности опять распознать то, что возможно было бы постичь через древнюю

Мистерию-Познавание; и к этому они должны были еще присоединить познание

сущности события Христа.

Так возникло у этих новых посвященных познание, которое охватывало все,

что было предметом древнего посвящения; но в срединном пункте такого

познания сияло высшее знание о тайнах события Христа. Такое познание могло

только в узкой мере вливаться во всеобщую жизнь, в то время как человеческие

Души в четвертом временном периоде должны были укреплять рассудочные и

чувственные способности. Оно было, отсюда, в этом временном промежутке

вообще очень „сокровенным знанием'. Затем наступил новый временной

промежуток, который должно обозначить как пятый. Его сущность состоит в том,

что развитие рассудочных способностей шло дальше и развернулось в

могущественное цветение и будет развертываться через настоящее в будущее.

Медленно подготавливалось это начиная с двенадцатого, тринадцатого столетия,

чтобы в дальнейшем ходе становиться всегда быстрее и быстрее, начиная с

шестнадцатого столетия вплоть до настоящего времени. Под этими влияниями

время развития пятого временного промежутка стало таким, которое позволяет

себе все больше приложить заботу о рассудочных силах, тогда как

доверительное знание прежнего, передаваемое преданием познание, все больше

теряло в силе над человечеством. Однако в это время развило себя зато также

то, что может быть названо все более усиливающимся притоком познаний

ново-временного сверх-чувственного сознания в человеческие Души.

„Сокровенное знание' вливается, если также очень незаметно вначале, в

образ представлений людей этого временного промежутка. Это есть

само-понятно, что вплоть до в настоящее время, рассудочные силы ведут себя

отклоняюще против таких познаний. Только все, что должно произойти,

произойдет, несмотря на всякое временное отклонение. Можно

„сокровенное знание', которое захватывает человечество с этой стороны

и будет захватывать все больше, по некому символу, назвать познанием

„Граля (Gral)'. Кто этот символ, как он дан в сказаниях