Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

высокие ступени познания, чья первая есть имагинативное

познавание. Выражение „имагинативное' могло бы у кого-нибудь вызвать

сомнение, кто под „имагинацией' мыслит только „воображаемое'

представление, которому не соответствует ничто действительное. Но в Духовной

науке „имагинативное' познание следует понимать как такое, которое

осуществляется через некое сверх-чувственное состояние сознания Души. Что в

этом состоянии сознания будет восприниматься, есть Духовные факты и

существа, к которым чувства не имеют никакого доступа. Потому что это

состояние в Душе будет пробуждено через погружение в чувство-образы или

„имагинации', то может также Мир этого высшего состояния сознания быть

назван „имагинативным' и соотнесенное на него познание

„имагинативным'. „Имагинативное' означает итак нечто, что

является „действительным' в неком другом смысле, чем факты и существа

физического чувственного восприятия. На содержание представлений, которые

наполняют имагинативное переживание не приходится ничто главное; напротив,

все приходится на Душевную способность, которая будет образована при этом

переживании.

Очень близ-лежащее возражение против применения охарактеризованных

чувство-образных представлений есть то, что их образование может проистекать

из некого мечтательного мышления и некой произвольной силы воображения и что

они отсюда могли бы быть только сомнительного успеха. Напротив тем

чувство-образам, которые располагаются основанием правомерного Духовного

обучения, является этим означенное сомнение неправомерным. Ибо

чувство-образы будут выбираться так, что их отношение ко внешней чувственной

действительности может быть не рассматриваемо и их ценность может быть

разыскиваема только в силе, с какой они действуют на Душу тогда, когда

таковая все внимание отвлекает от внешнего Мира, когда она подавляет все

впечатления чувств и выключает также все мысли, которые она может лелелять

по внешнему побуждению. Наиболее наглядным будет процесс медитации через

сравнение такового с состоянием сна. Она аналогична таковому с одной

стороны, с другой полностью противоположна. Она есть некий сон, который

напротив дневному сознанию представляет некое более высокое состояние

пробужденности. Дело идет о том, что через концентрацию на соответсвующем

представлении или образе Душа вынуждена извлечь из своих собственных глубин

много более усиленные силы, чем она применяет в обычной жизни или в обычном

познании. Ее внутренняя подвижность будет через это повышена. Она

освобождает себя от телесности, как она освобождает себя во сне; однако она

не переходит как в таковом в безсознательность, но переживает некий Мир,

которого она прежде не переживала. Ее состояние, хотя со стороны

освобождения от тела может быть сравнимо со сном, есть все-же таково, что к

обычному дневному сознанию можно обозначить как таковое некого повышенного

бодрствования. Через это Душа преживает себя в своем истинном внутреннем

самостоятельном существе, в то время как она в обычном дневном

бодрствовании, через имеющееся в таковом более слабое развертывание своих

сил, осознает себя только при помощи тела, итак преживает не себя самое, но

будет только воспринимать себя в образе, который - как некий род зеркального

отражения - тело (собственно его процессы) отбрасывает перед ней.

Те чувство-образы, которые были построены выше изложенным способом, еще

не соотносят себя естественно-мерно на нечто действительное в Духовном мире.

Они служат для того, чтобы человеческую Душу оторвать от чувственного

восприятия и от инструмента мозга, на который прежде всего завязан рассудок.

Это отрывание может произойти не раньше чем, как человек чувствует: теперь я

представляю себе нечто через силы, при которых мои чувства и мозг не служат

как инструменты. Первое, что человек переживает на этом пути, есть такое

освобождение от физических органов. Он может тогда сказать себе: мое

сознание не угасает, когда я чувственные восприятия и обычное рассудочное

мышление оставляю без внимания; я могу поднять себя из такового и

воспринимаю себя тогда как некое существо рядом с тем, что я был прежде. Это

есть первое чисто Духовное переживание: наблюдение Душевно-Духовного

„Я'-существа.