Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

и способным суждения для хода жизни. Он будет через все, что он

узнает побужден, чтобы ничто из неопределенных предугадываний, вдохновений и

так далее, не удерживать. Обучение делает его таким осторожным, насколько

возможно. К этому приходит то, что каждое истинное обучение прежде всего

ведет к понятиям о великих Мировых событиях, итак ведет к вещам, которые

делают необходимым напряжение силы суждения, через что таковое, однако,

одновременно будет утончено и заострено. Только тот, кто желал бы отклонить

отправляться в такие отдаленные области и желал бы удерживать себя только на

близ-лежащих „откровениях', тому могло бы уйти потерянным заострение

той здоровой силы суждения, которая дает ему уверенность в различении между

заблуждением и действительностью. Однако все это еще не есть самое важное.

Самое важное расположено в самих упражнениях, которые будут применены при

неком правомерном Духовном обучении. Таковые должны именно так быть

устроенными, чтобы сознание Духовного ученика во время внутреннего

погружения точно обозревает все, что происходит в Душе. Сначала, чтобы

вызвать имагинацию, будет создан чувство-образ. В таковом есть еще

представления о внешних восприятиях. Человек не только единственно участвует

в его содержании; он делает его не сам. Итак, он может предать себя некому

заблужнению относительно того, как оно возникло; он может его происхождение

ложно истолковывать. Но Духовный ученик удаляет это содержаение из своего

сознания, когда он восходит к упражнениям для инспирации. Здесь погружает он

себя только в собственную Душевную деятельность, которая образовала

чувство-образ. Также здесь еще возможна ошибка. Человек через воспитание,

обучение и так далее, усвоил себе род Душевной деятельности. Он не может

знать всего о его происхождении. Теперь, однако, удаляет Духовный ученик

также еще эту собственную Душевную деятельность из сознания. Если теперь

нечто остается, то не пристает на этом ничего, чего нельзя обозреть. В это

не может примешаться ничто, о чем в отношении своего целого содержания

нельзя судить. В своей интуиции имеет, итак, Духовный ученик нечто, что

показывает ему, как устроена некая полностью чистая действительность

Духовно-Душевного мира. Если он, теперь, итак опознанные признаки

Духовно-Душевной деятельности применяет ко всему, что подступает к его

наблюдению, тогда может он отличить видимость от действительности. И он

может быть уверен, что он при применении этого закона будет охраняем от

заблуждения в сверх-чувственном Мире также, как не может это происходить ему

в физически-чувственном мире, чтобы некий воображаемый горячий кусок железа

считать за такой, который действительно жжет. Само-разумеется, что будут

соотносить себя только так к таким познаниям, которые рассматривают как свои

собственные переживания в сверх-чувственных Мирах и не к тем, которые

получают как сообщения от других и которые постигают своим физическим

рассудком и своим здоровым чувством истины. Духовный ученик будет стараться,

чтобы протянуть граничащий рубеж между тем, что он приобрел одним, что

приобрел другим образом. Он будет охотно принимать сообщения о высших Мирах

и искать понять их через свою способность суждения. Когда он, однако,

обозначает нечто как некий собственный опыт, как некое, сделанное им самим

наблюдение, то он будет должен проверить, предстало ли таковое ему напротив

точно с качествами, которые он научился воспринимать при не-обманывающей

интуиции.

*

Когда Духовный ученик встречу с описанным „Стражем порога' имеет

позади себя, тогда предстоят ему при восхождении в сверх-чувственные Миры

дальнейшие переживания. Прежде всего он заметит, что существует внутреннее

родство между этим „Стражем порога' и той Душевной силой, которая при

приведенном выше описании получилась как седьмая и образовала себя как в

самостоятельное существо. Да, это седьмое существо есть в известном

отношении не что другое как двойник, сам „Страж порога'. И оно ставит

Духовному ученику особую задание. Он должен то, что он есть в своей обычной

Самости (Selbst) и что является ему в образе, направлять и вести через

новорожденную Самость. Получается некий род борьбы против двойника. Таковой

будет продолжающе стремиться к перевесу. Поставить себя