Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

упражнения, находятся в моей книге

„Как достигнуть познаний высших Миров?'). - Полно-значимым есть то,

что Духовный ученик может возвышать указанные способности во все более

высокие степени. Господство мыслей и ощущений он должен донести так далеко,

что Душа получает власть устанавливать времена совершенного внутреннего

покоя, в которые человек держит удаленно от своего Духа и сердца все, что

несет повседневная внешняя жизнь при счастье и страдании, при

удовлетворениях и огорчениях, да даже при задачах и требованиях. Допустимым

должно быть в такие времена только то в Душе, что таковая сама в состоянии

погружения желает допустить. Легко может сделать себя действенным напротив

этого некое предосуждение. Могло бы возникнуть мнение, что станут чуждыми

жизни и ее задачам, если удаляют себя сердцем и Духом для определенных

времен из таковой. Это есть, однако, в действительности полностью не тот

случай. Кто предает себя описанным образом периодам внутренней тишины и

мира, тому вырастают из таковых для задач также и внешней жизни так много и

такие усиленные силы, что он выполняет через это жизненные обязанности не

только не хуже, но совсем наверняка лучше. - Большой ценности есть это, если

человек в такие периоды полностью освобождается от мыслей о своих личных

делах, если он способен возвысить себя к тому, что касается не только его,

но вообще человека в общем. Есть он в состоянии наполнить свою Душу

сообщениями из высшего Духовного мира, могут таковые приковать его интерес в

такой высокой степени, как некая личная забота или дело, тогда будет его

Душа иметь от этого особые плоды. - Кто таким образом регулируя старается

вторгаться в свою Душевную жизнь, тот придет также к возможности

само-наблюдения, которое собственные дела рассматривает со спокойствием, как

если они были бы чужие. Собственные переживания, собственные радости и

страдания уметь рассматривать как таковые некого другого, есть хорошее

подготовление для Духовного обучения. Это приносят постепенно к необходимой

в этом отношении степени, если ежедневно, после завершенной дневной работы,

позволяют себе проводить перед своим Духом образы дневных переживаний.

Должно внутри в своих переживаниях разглядеть себя самого в образе; итак

себя в своей дневной жизни рассматривать как извне. Достигают известной

практики в таком само-наблюдении, если начало делают с представления

отдельных малых частей дневной жизни. Тогда становятся все искуснее и ловчее

в таком обратно-просмотре (Rьckschau), так что после более долгого

упражнения будут способны образовать их в короткий промежуток времени. Такой

обратно-просмотр переживаний имеет потому свою особенную ценность для

Духовного обучения, что он приносит Душу к тому, чтобы освободить себя в

представлении от иначе внутри-удерживаемой привычки следовать мышлением

только течению чувство-подпадающего (sinnfдlligen) свершаемого. В

обратно-мышлении представляют правильно, но не удерживаются через

чувство-подпадающее течение. Это необходимо для вживания в сверх-чувственный

Мир. При этом, представление усиливает себя здравым образом. Отсюда, также

есть это хорошо, вне своей дневной жизни представлять обратно другое,

например, течение драмы, повествование, последовательность звуков и так

далее. - Идеалом для Духовного ученика будет все более становиться то, чтобы

вести себя напротив подступающих к нему жизненных событий так, что он с

внутренней уверенностью и Душевным покоем позволяет подступать им к себе и

судит о них не по своему Душевному настрою, но по их внутреннему значению и

их внутренней ценности. Он будет, как раз через взглядывание на этот идеал,

создавать себе Душевное основоположение, чтобы быть способным предавать себя

выше описанным погружениям в символические и другие мысли и ощущения.

Изложенные здесь условия должны быть выполнены, потому что

сверх-чувственное переживание строится на основании, на котором стоят в

обычной Душевной жизни, прежде чем вступают в сверх-чувственный Мир. Двояким

образом все сверх-чувственное переживание зависит от того Душевно-исходного

пункта, на котором стоят перед вступлением. Кто не обдумывает о том, чтобы с

самого начала здоровую силу суждения сделать основоположением своего

Духовного обучения, тот будет развивать