Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

Интуиция означает здесь некое познание высшей, свето-полнейшей

ясности, чью допустимость, когда ее имеют, в самом полном смысле осознают.)

- Познавать чувственное существо называется стоять вне его и судить его по

внешнему впечатлению. Познавать Духовное существо через интуицию называется

полностью стать одним с ним, иметь себя объединенным с его Внутренним.

Ступенчато Духовный ученик восходит к такому познанию. Имагинация ведет его

к тому, чтобы ощущать восприятия более не как внешние качества существ, но

чтобы познавать в них истечения Душевно-Духовного; инспирация ведет его

дальше во Внутреннее существ: Он учится через нее понимать, что есть эти

существа для друг друга; в интуиции он проникает в самих существ. - Опять в

изложениях этой книги может быть само показано, какое значение имеет

интуиция. В предшествующих главах говорилось не только о том, как происходит

ход развития Сатурна, Солнца, Луны и так далее, но было сообщено, что в этом

ходе развития участвовали самым различным образом существа. Были приведены

Престолы или Духи Воли, Духи Мудрости, Движения и так далее. При развитии

Земли говорилось о Духах Люцифера и Аримана. Построение Мира было приведено

назад на существ, которые принимали в нем участие. Что может быть узнано об

этих существах, будет завоевано через интуитивное познание. Таковое уже

необходимо, когда желают познать ход жизни человека. Что высвобождает себя

после смерти из физической телесности человека, проходит в последующее время

через различные состояния. Ближайшие состояния после смерти были бы еще

некоторым образом описаны через имагинативное познание. Что, однако,

происходит затем, когда человек уходит дальше во время между смертью и новым

рождением, это должно было бы имагинации остаться совершенно непонятным,

если бы к этому не пришла инспирация. Только инспирация может исследовать

то, что может быть сказано о жизни человека после очищения в

„Духо-стране'. Затем, однако, приходит нечто, для чего инспирации уже

более не достаточно, где она, в известной мере, теряет нить понимания.

Существует время человеческого развития между смертью и новым рождением, где

человеческое существо доступно только интуиции. - Эта часть человеческого

существа есть, однако, всегда в человеке; и желают понять его, по его

истинному Внутреннему, то должны искать его и в период между рождением и

смертью через интуицию. Кто желал бы познать человека только со средствами

имагинации и инспирации, тому не поддаются как раз процессы

наивнутреннейшего существа такового, которые разыгрываются от воплощения к

воплощению. Только интуитивное познание делает отсюда возможным соразмерное

делу исследование повторяющихся Земных жизней и Кармы. Все, что следовало

быть сообщеным, как истина об этих процессах, должно для исследования

происходить из интуитивного познания. - И желает человек познать себя самого

по своему внутреннему существу, то может он это только через интуицию. Через

нее воспринимает он, что продвигается в нем от одной Земной жизни к другой

Земной жизни.

*

Достигнуть познания через инспирацию и интуицию человек может также

только через Душевно-Духовные упражнения. Они аналогичны тем, которые были

описаны как „внутреннее погружение' (медитация) для достижения

имагинации. В то время, однако, как при тех упражнениях, которые ведут к

имагинации имеет место привязка на впечатления чувственно-физического мира,

должна при таковых для инспирации эта привязка все более отпадать. Чтобы

уяснить, что должно здесь происходить, подумают еще раз о чувство-образе

креста с розами. Когда погружаются в таковой, то имеют перед собой образ,

чьи части взяты из впечатлений чувственного мира: черный цвет креста, розы и

так далее. Совместо-составление этих частей в крест с розами не взято,

однако, из чувственно-физического мира. Если теперь Духовный ученик пытается

позволить полностью устранить из своего сознания черный крест и также

красные розы как образы чувственно-действительных вещей и только в Душе

сохранить ту Духовную деятельность, которая совместо-соединила эти части, то

он имеет средство к такой медитации, которая постепенно ведет его к

инспирации. Спрашивают себя в Душе примерно следующим образом: Что сделал я

внутренне, чтобы совместо-соединить крест и розы в чувство-образ?